Студентам ИРНИТУ рассказали о жизни свт. Луки Крымского в рамках православного лектория
По словам директора Музея истории ИРНИТУ Ольги Горощеновой, ежемесячный православный лекторий «Русская святость» проходит в университете с 2014 года. Его цель – познакомить студентов с жизнеописанием святых Русской православной церкви. На этот раз лекцию посвятили Луке Крымскому, который в светской жизни был более известен как гениальный хирург, земский врач (как он сам себя называл - мужицкий врач) Валентин Войно-Ясенецкий. Этотрелигиозный деятель и талантливый доктор, спасший сотни раненых солдат в годы Гражданской, Русско-японской и Великой Отечественной войны, 11 лет провел в ссылках. Личность В. Войно-Ясенецкого, по мнению О. Горощеновой, должна быть особенно интересна иркутянам, т.к., в годы Великой Отечественной войны он был командирован в наш город для обучения иркутских хирургов (в эвакогоспиталях). Интересна и такая деталь: будучи в ссылке, врач написал Иосифу Сталину письмо с просьбой на время войны освободить его от ареста и отправить на фронт, чтобы помогать раненым, а по окончании войны обратно вернуть в ссылку.
«Жития святых интересней любого телесериала, потому что там рассказывают об удивительных судьбах людей, для которых главным в жизни была духовность. Ради православной веры они терпели лишения и выдержали череду тяжелых испытаний. Одним из таких был святитель и врач Валентин Войно-Ясенецкий, фильм о котором мы подобрали специально для вас», - обратилась О. Горощенова к студентам ИРНИТУ.
После переезда в Ташкент, пережив смерть супруги и оставшись с четырьмя детьми на руках, врач все чаще начинает посещать богослужения в церкви. В 1921 году его посвящают в сан иерея. Вскоре В. Войно-Ясенецкого постригают в монахи, и он становится епископом Ташкентским и Туркестанским Лукой. Такое имя он получил в честь апостола Луки, который был художником и врачом, как и В. Войно-Ясенецкий. Два года он успешно совмещает работу хирургом и проповеди в церкви, вплоть до ареста.
В 1924 году священника отправили в Енисейск, где В. Войно-Ясенецкий служил в храме и продолжал врачебное дело. Он работал окулистом, отоларингологом, стоматологом, проводил операции на суставах, костях, позвоночнике и головном мозге, почках, желчевыводящих путях и в каждой отрасли медицины достиг большого успеха.
Параллельно хирург совершал медицинские эксперименты: впервыепересадил почку от теленка к человеку. Надзиратели Енисейского ОГПУ не смогли смириться с растущей в народе популярностью священника-хирурга и отправили его в череду ссылок в Туруханск, с. Плахино за Полярным кругом, Архангельск и Красноярск.
Нищета земских больниц заставила В. Войно-Ясенецкого столкнуться спроблемой наркоза. Так он начал внедрять новый метод обезболивания - регионарную анестезию, суть которой заключалась в том, чтобы прервать проводимость тех нервов, по которым передается болевая чувствительность из оперируемого органа.
В 1940-1955 годах В. Войно-Ясенецкий трудится в госпиталях Красноярска, Тамбова и Симферополя. За издание «Очерков гнойной хирургии» был удостоен Сталинской премии I степени. В 1961 году святитель Лука умер и был похоронен на симферопольском городском кладбище, а в 1995 году Русская православная церковь причислила его к лику святых.
Протоиерей прихода Сергия Радонежского Студгородка ИРНИТУ отец Алексей Макаров отметил, что святитель Лука был разносторонней личностью, в которой умещались стремление к Богу и тяга к науке. К такой деятельности В. Войно-Ясенецкого неоднозначно относилось государство и представители духовенства. Однако ему, в отличие от многих священников, удалось выжить, продолжая спасать больных в один из самых тяжелых периодов российской истории. Поэтому, по мнению А. Макарова, молодому поколению необходимо помнить о духовном подвиге таких выдающихся людей и задумываться над законами нравственности. Это поможет избежать ошибок прошлого.
Кроме того, в рамках лектория студенты побеседовали со священником на тему веры, связи церкви и светской власти, значении гражданского брака и обряда венчания. Студенты попросили гостя рассказать о том, каким образом он сам пришёл к вере.
Отец А. Макаров отметил, что в юности увлекался океанологией, психологией и затем стал изучать вопросы существования души и Бога. В начале «перестройки» ему удалось получить одобрение на поступление в духовную семинарию от своего отца, рисковавшего потерять карьеру партийного работника.
По словам студентки Института архитектуры и строительства Эмилии Расулметовой, после лекции она задумалась над тем, что у каждого человека должна быть цель. Это относится не только к достижению материальных благ, но и к духовной стороне жизни. Нужно оставить после себя в памяти других людей что-то светлое и важное, например, так как это делал В. Войно-Ясенецкий.
Такие встречи с представителями духовенства показывают молодежи идеалы, к которым надо стремиться. Э. Расулметова выросла в русско-узбекской семье, и недавно перед ней возник вопрос о выборе религии. Она призналась, что из христианских верований ей ближе всего православие.
Ольга Балабанова
Фото Татьяны Могильницкой