12.01.2018 11:24:00 

Место встречи изменить нельзя. Автобусные экскурсии для вузовской молодежи по памятным местам города

Вам не доводилось случайно слышать  разговор двух молодых людей, которые договариваются о встрече в центре города для последующей прогулки?  Мне однажды довелось, да  так, что уши потом «завяли». Один из них назначал другу встречу на набережной Ангары, там, где «...в-о-о-от такой  агроменный, лысый мужик с орлом за чугунной оградой стоит», а другой говорил: «Нет, давай лучше около другого мужика встретимся, -  который   с ружьем...».

            Если перевести их диалог в культурно-исторический подтекст, то  выяснится, что два парня (по виду студенты третьего курса неизвестного  мне вуза) назначали свидание в первом случае около памятника императору Александру III у знаменитого Белого дома,  -  во втором у памятника казакам-первопроходцам,  недавно украсившим наш город и  стоящим неподалеку от  собора Богоявления .

Это было бы смешно, когда бы не было так грустно...

            Историческое беспамятство новых поколений, вступающих в жизнь и поднимающих на свои плечи дальнейшую судьбу нашей родины, тревожный признак, который, как показала наша история на переломе веков, приводит к последствиям масштабным и трагическим. Восстановление исторической памяти, приобщение молодежи к истории и культуре  большой и малой родины требует постоянных, напряженных усилий людей старшего поколения, глубоко понимающих эту проблему.

            Вот почему уже много лет ведется работа в этом направлении при Центре духовно-нравственного воспитания вузовской молодежи, который был организован в  ИРНИТУ  при активной поддержке Пономарева Бориса Борисовича, проректора  по воспитательной и   социальной работе.  Центр «получил прописку» на православном приходе преподобного Сергия Радонежского, по улице Игошина 8, а руководителем его стал горящий, талантливый и разносторонний по своим творческим дарам человек – Михеева Ольга Вениаминовна.

Еще издали  привлекают внимание прохожих  яркие, красочные фотоотчеты о многочисленных мероприятиях, которые здесь проходят, вывешенные снаружи  его здания. А посмотреть здесь есть на что. Клуб, в котором творческая молодежь сама пишет киносценарии, играет и снимает любительские фильмы, не раз получавшие премии на кинофестивале «Рыбий глаз». Литературно-музыкальные вечера и премьеры молодежного театра, в репертуаре которого – пьесы В. Шекспира, Е. Шварца, Н. Островского, школа вожатых, встречи с музыкантами, актерами, поэтами...

  И, наконец, ставшие уже традиционными  и снискавшие славу далеко  за пределами Иркутска ежегодные зимние балы в стиле разных эпох.

Кроме вышеназванного уже около пяти лет существует при Центре  еще одна   важная форма работы:  проведение автобусных экскурсий для вузовской молодежи по памятным местам города.

            Во второй половине сентября  до начала ноября (в первом семестре), а  после сессии и зимних каникул  с начала февраля  и по май (во втором семестре)  почти каждую неделю от серого двухэтажного здания на улице Игошина отъезжает белый «пазик»  на двадцать четыре посадочных места. Усаживаясь в автобус, студенты оживленно болтают, тыкают пальцами в сотики, шуршат обертками конфет. Все как обычно... Но завлекательная «интрига» экскурсии, звучащая через микрофон экскурсовода,  начинается почти сразу, и  быстро устанавливает тишину.

 «Знаете ли вы, как переводится  слово Иркутск? Кто-нибудь из вас помнит, как до революции называлась главная  улица города, длина которой - два километра? И, кстати,  это ведь единственная, идеально-прямая улица в  нашем  городе. Такое впечатление, что ее  аккуратно по линеечке провели от дома офицеров до  самой Ангары. Наверняка тут есть какой-то секрет... Ну, а где  в нашем городе красуются по соседству два настоящих дворца,  сможете угадать?       Не верите, что у нас есть дворцы?! Ну, тогда поехали!»

Маршрут этой главной,  насыщенной по содержанию  экскурсии по Иркутску давно установлен гидами.  Первая остановка у колыбели города: Спасской церкви. Многое поражает здесь студентов: и рассказ о беспримерном подвиге казаков-первопроходцев; и горькое повествование о разрушенном  в З0-е годы Казанском кафедральном соборе,  который называли «сибирским храмом Христа Спасителя»; и летописные свидетельства о страшном пожаре 1879 года, уничтожившем половину города, когда тысячи погорельцев жили в вырытых землянках и спасались от лавины огня на бывшем Иерусалимском кладбище – там, где наши современники беспечно теперь гуляют по центральному парку.

Когда бушующее пламя окольцевало маленькую площадь у Спасской церкви,  с  огромным напряжением сил отстояли горожане  ту святую колыбель, «откуда есть пошел град Иркуцкий». Только благодаря их подвигу мы  можем любоваться  сегодня на эту «лебединую песню древнерусского зодчества», возведенную архитектором Моисеем Ивановичем Долгих. Об этом, о гражданской ответственности за судьбу отечества, его истории и культуры, мы говорим по ходу путешествие в глубину веков. Что вынесет из этого рассказа современная молодежь? Хочется верить: чувство причастности к этой ответственности и своего поколения.

Вторая остановка – собор Богоявления  - творение архитектора Василия Гаряева. Пожалуй, больше других иркутских храмов, поражает он воображение студентов. Удивителен архитектурный силуэт этой могучей твердыни, издали напоминающий трех русских богатырей в золоченых шлемах, вышедших на охрану  родных рубежей.  Уникальна настенная, «ковровая»  роспись его, в которой изображены почти тысяча верующих людей, канонизированных церковью. В числе их – князья времен Древней Руси и  величественные патриархи,  любимые народом старцы знаменитого монастыря Оптина Пустынь и  царственные страстотерпцы, ученые монахи и новомученики,  - священники, монахи, миряне, - зверски замученные в подвалах НКВД.

Тема жертвенной жизни, высокий подвиг святости  новомучеников, (а ведь именно они максимально приближены  к нам, как  современники ушедшего ХХ века), практически неизвестна правнукам. Мученические стоны их прадедов  в годы сталинских репрессий заглушены   тем шумным и пестрым  миром «потребительской вселенной», яркая, искусительная реклама которой  назойливо внушает новому поколению: «Оторвись по полной!», «Не дай себе засохнуть», «Уступи соблазну!».

  Так кто же такие святые? За какие подвиги и добродетели  их так называют? Ради чего отошли они в светлую вечность, пережив у  последней черты  те немыслимые муки изощренного насилия, читать о которых невозможно без смертельной тоски и содрогания?   И неужели есть в  душе человека такие ценности, ради сохранения которых на земле он  готов  пожертвовать даже собственной  жизнью? Оказывается есть... Тема нравственного выбора  и смысла жизни на примере подвига этих людей вызывает непростые раздумья и непростые вопросы у студентов, впервые пришедших в собор на свидание к ним.

 Рассказ о Русской Голгофе ХХ века для многих юношей и девушек становится ошеломляющим, нередко болезненным, но, в конечном итоге,  ценным открытием. Оно приглашает их  по-новому взглянуть на поверхностно знакомые события советской истории, задуматься о собственной родословной,   открыть новые имена героев духа, подвиги которых достойны подражания.

По многолетнему экскурсионному опыту знаю: какой бы  равнодушной, непробиваемой не была студенческая группа, душевное состояние ее после собора меняется. «Замороженные» лица оттаивают, равнодушные просыпаются, тяжелые,  колючие взгляды становятся светлее.

Но смешно было бы приписывать это внутреннее преображение студенческой группы  себе. Дело тут в другом. Пока идет рассказ о Голгофе ХХ века, за своих правнуков горячо молятся   те великие святые земли русской, скорбные и строгие лики которых изображены  на стенах собора. А молитва святых, как известно,  звук не пустой...

В Знаменский женский монастырь студенческая группа прибывает  после собора заметно присмиревшей, притихшей, задумчивой. Готовой слушать, запоминать и учиться у прошлого. Так, по крайне мере,  мне кажется.  Здесь юноши и девушки  знакомятся с дорогими для всех горожан именами  и судьбами,  навсегда вписанными в иркутские святцы: первым сибирским епископом Иннокентием Кульчицким и «русским Колумбом»  Григорием Шелеховым, Екатериной Трубецкой, этим ангелом-хранителем ссыльных декабристов,  и  великим гражданином России, нашим земляком,  писателем, ставшим классиком еще жизни, Валентином Распутиным. И не может же быть, чтобы благородный облик  всех этих людей, их, нередко тернистые  судьбы, оставили равнодушными тех, кто впервые услышал о них!

Наши путешествия нередко носят характер вариативный. Знаменитый кружевной терем – дом Шастина - на улице Ф. Энгельса,  ставший давно визиткой Иркутска; уютный, сказочный, храм блаженной Ксении Петербургской и величественный белоснежный («Морской» как его называли) Харалампиевский храм, где венчался адмирал Колчак.  А также памятники: муромским святым – Петру и Февронии, покровителям любви, семьи и верности,   бюст   Дважды героя Советского Союза генерала А.П.Белобородова, остановившего фашистов на подступах к Москве; легендарный танк «Иркутский комсомолец» и мало кому приметный бюст А.С.Пушкина у здания автовокзала... Не раз и не два побывала вузовская молодежь в этих местах, перелистывая славные страницы иркутской летописи за триста с лишним веков.

            Заканчиваются такие экскурсии чаще всего по желанию  студентов:  у набережной Ангары, где красуется дворец  Белого дома, или в  Богородице-Казанском храме, о роскошной красоте которого ребята обычно наслышаны от предыдущей группы и потому довольно часто  просят закончить маршрут именно здесь.

          С последним храмом у меня, как у экскурсовода, связано одно  забавное воспоминание. Однажды  к автобусу куратор  привел группу очень красивых (так я определила их) студентов-бурят. Смуглые лица, узкий разрез черных глаз,  смоляные волосы девушек... Вежливо и молчаливо выслушивали они меня почти час  у первого иркутского храма, а затем в соборе,  но абсолютно без всяких эмоций.  Я стала переживать  и в «перебежке» от одного «объекта» к другому спросила куратора: «Почему они молчат?»  Тот внезапно смутился: «Простите,  я  забыл предупредить: это  же студенты из Китая!  Говорите медленнее.  Они  не все русские слова еще  знают...». Пришлось быстро перестраиваться.

            Видели бы вы, как загорелись, наконец,   их глаза, когда они услышали, что уникальный иконостас  из индийского гранита и  киоты для больших икон Богородице – Казанский храма вырезали китайские мастера, которых отыскал  на их родине в далекой провинции настоятель этого храма. И куда  только подевалась пресловутая восточная сдержанность! Дружно защелкали сотовые фотоаппараты. Студенты Поднебесной стали буквально летать по храму,  и,    подходя    то к одной, то к другой иконе, бережно гладили  вырезанные в киотах каменные лепестки цветов. Таких счастливых лиц после экскурсии я еще не видела...

Основной поток студентов на таких экскурсиях это, конечно же, не иностранцы, а наши ребята. Будущие юристы и машиностроители, энергетики и программисты, горные инженеры, архитекторы, искусствоведы, экономисты... Представители каких только факультетов не побывали за эти годы  в увлекательных путешествиях по родному городу. В течении учебного года в среднем на них бывают около четырехсот человек, поэтому нетрудно подсчитать, какой общий поток прошел через них за все эти годы.

Примерно полторы-две тысячи человек. Много это или мало? Смотря с какой стороны посмотреть... И тут мы должны перейти на прозу жизни.

Организация только одной такой поездки дело довольно непростое. В единой неразрывной цепочке подвязано  в ней много разных «исполнителей». Проследим ее замысловатые звенья, право  же,  она того стоит!  Это люди, отвечающие за воспитательную работу вуза, преподаватели и кураторы учебных групп, методисты общежитий, начальник организации, выделяющей автобус, диспетчер, шофер, экскурсовод, и, наконец, наш скромный,  многолетний  спонсор, пожелавший остаться неизвестным. Выпадет из этого длинного списка накануне экскурсии хотя бы одно звено, и вся (с таким трудом и частыми телефонными  звонками) связанная цепочка  вмиг рассыпалась. Мало ли что  случится! Внезапно сломался автобус, заболел экскурсовод,  а намеченная к экскурсии группа, как выясняется накануне, должна посетить  обязательное вузовское мероприятие...

И все же срывы эти бывают не так уж часто.  Можно порадоваться тому, что за все эти годы в университете сложилась команда  неравнодушных  людей, которые, несмотря на свою основную задачу  - обучения студентов,   находят время и силы для того, чтобы послужить еще идее  гражданского и духовного воспитания молодежи.

Это Инесса Анатольевна Ковригина, заместитель директора института экономики и права. Не смотря на широкий круг рабочих обязанностей, каждый раз, в начале учебного года с низменным энтузиазмом включается она  в нашу ежегодную круговерть. И какой бы усталой не пришла она домой после занятий, накануне выезда, всегда услышишь ее звонок: «Все готово?» На следующий вечер звонок повторный : «Ну, как там моя группа на экскурсии? » Именно ее студенты чаще всего бывают на приходе (есть у нас и такие встречи). Инесса Анатольевна читает лекции  по культурологии, и по ее инициативе семинар об особенностях русской иконописи проводится  здесь  около  настоящих икон. Необычное внеаудиторное занятие  это настолько  запоминается группе, что после него сюда просятся уже  другие ребята.   

Другой, такой же увлеченный и  беспокойный помощник, - Светлана Михайловна Дубянская, заместитель директора института энергетики по воспитательной работе. Кроме студенческих групп, она пригласила на экскурсии  ветеранов, преподавателей-пенсионеров бывшего «политеха»: эту живую, интеллигентную, образованную и очень благодарную публику! Кстати, именно от них сама я, как экскурсовод,  услышала много удивительных подробностей об Иркутске 40-х  и 50-х годов, которые не вычитаешь ни в одной книжке.

  И еще - Светлана Анатольевна Бани-Мелхем (заместитель директора управления студенческого городка по воспитательной работе). Как-то раз Светлана Анатольевна  отправила с нами  по знакомому маршруту методистов студенческих общежитий, одна  из которых после экскурсии призналась: «Я так не хотела ехать! Столько дел было – невпроворот. Теперь даже страшно:  как много  бы  я  не узнала и  не увидела... А ведь мне казалось, что об  Иркутске я знаю уже достаточно».

Есть в этом списке еще один человек, всегда незаметно  и  скромно   стоящий в стороне, который на самом деле играет «первую скрипку» во всей этой истории: Василий Васильевич Потапов, профессор кафедры электроснабжения и электротехники. Я знаю его давным-давно, еще  по совместной работе в Обществе духовности и русской культуры, куда он долго ходил поначалу на лекторий как прилежный слушатель, а потом, когда силы организаторов иссякли,   предложил им свою  бескорыстную  помощь.

 Свою  широкую просветительскую деятельность  - встречи со священниками, историками и  писателями, выставки и концерты, лекции и  мастер-классы -   Общество проводило  на разных площадках. Вначале в соборе Богоявления, пока там  был еще выставочный зал художественного музея, затем в аудиториях Иркутского пединститута. Последние  же годы с легкой руки Василия Васильевича оно прижилось в аудиториях его родного Технического университета и продержалось  здесь   довольно долго,  лишь потому,  что основную часть   его организационной, всегда незаметной для других,  рутинной  работы, он взял на себя.

Казалось бы,  ну, что тут сложного? Позвони очередному лектору,  пригласи его на встречу с аудиторией, и... дело «в шляпе». Но  не тут-то было.

Чтобы все состоялось, нужно вовремя отпечатать афиши,   найти камерную (для лекции) или, наоборот, просторную  (для концерта) аудиторию, согласовать время ее вечерней занятости, чтобы не случилось накладок,  отладить и вовремя принести  нужную аппаратуру (в те годы это  был громоздкий диапроектор, микрофон, колонки),  распечатать дополнительный раздаточный материал,  и, наконец, наполнить эту самую аудиторию студентами и преподавателями, -  теми, кому это будет интересно и душеполезно.

Всю эту кропотливую работу по «техническому обеспечению» лектория  из года в год нес на своих плечах Василий Васильевич Потапов, человек из редкой породы тех людей, которые никогда не кричат о своей любви к родине и  не спекулируют  для своей  же выгоды  показным патриотизмом, а, не выпячивая себя, служат ей  по горячему зову чистого сердца, долго и  преданно.

В организации  наших экскурсий именно он решает самые сложные  задачи и с транспортом, и с финансированием, и с неформальной командой тех вузовских преподавателей, которые понимают необходимость такой работы и потому отпускают свои группы на эти встречи.

Кстати, именно ему принадлежит еще одна инициатива, которая помогает новому поколению осмыслить  горькие и страшные уроки прошлой истории.   В начале учебного года, как только  устоится расписание,  и пока еще не выпадет снег, одна из студенческих групп обязательно -  в сопровождении священника и экскурсовода - отправляется в Пивовариху, к мемориалу жертв политических репрессий.  Много лет подряд сопровождает ребят в эту сторону известный в Иркутске историк  Ольга  Аркадьевна Акулич, чей рассказ оставляет впечатлением неизгладимое.

Нужно отметить, что  Светлана Анатольевна  Бани-Мелхем, побывав там однажды с ребятами,  обогатила, если так можно выразиться, эту экскурсию еще одним воспитательным моментом  для молодежи. Теперь, отправляясь в Пивовариху с куратором,  ребята  - на всякий случай -  берут с собой  мешки для мусора.  Зачем?  Понятно без слов... Стыдно сказать, но «у семи нянек» в городе этот  -    самый горький  наш мемориал -  пока «без глазу».

...Стремительно, как прекрасный сон, пронесутся студенческие годы с первым заветным свиданием,  с шумными дискотеками и веселыми дружескими пирушками, с бессонными ночами  в пору горячей сессии и долгожданным выпускным вечером. А потом нагрянет проза жизни: семья и  дети, вечная нехватка денег, однообразный в общем-то быт...

С каким внутренним, культурным  багажом вступит наше новое поколение   в свое  будущее  и будущее нашей страны? Какие традиции   передаст детям и внукам? На что потратит свои дары и  свои таланты?

Хочется верить: те студенты, которым довелось  познакомиться  в эти годы с историей и культурой города в памятных местах столицы Восточной Сибири Иркутска, будут  совсем иначе назначать свои свидания на набережной Ангары...

Л. Ладик

 


Возврат к общему списку