27.09.2018 15:29:00 

Спрашивайте, девочки, спрашивайте, мальчики!

О воскресной школе прихода прп. Сергия Радонежского г. Иркутска

 

В преддверии нового учебного года интересное это занятие - перелистывать не конспекты уроков, но страницы памяти. Что больше всего запомнилось, что оставило след в моей (учительской) душе? Есть надежда - и в ребячьих душах тоже.

Вот ангел выглядывает из-за дерева, а потом бежит вслед уходящей Марии. Это из мультфильма Михаила Алдашина «Рождество». И недоумевающий вопрос то ли Насти, то ли Арины после просмотра: «Странный какой-то ангел. Почему бегает, а не летает?»

«А почему бы ему не бегать? - отвечаю вопросом на вопрос - Почему духовное существо должно летать? Потому что мы так привыкли, у нас сложилось такое представление, потому что на иконах все ангелы с крыльями?».

 Весь фильм Михаила Алдашина ломает этот и другие стереотипы. Зачем - спросите вы? Наверное, затем, чтобы мы все, детским сердцем, почувствовали и ощутили новизну нового, нарождающегося мира, где лев шагает с сидящими на его спине зайчиками, Иосиф мастерит табуретку для Марии, пастухи, волхвы и звери водят хоровод, а на крыше хибарки (не пещеры) звучит торжественный хорал ангелов. (Музыка, между прочим, в мультфильме звучит Иоганна Баха и Людвига Бетховена) И тогда очень понятными становятся знакомые строки тропаря «И на земли мир, и в человецех благоволение».

Дойти до сути, пробиться через корку застывшего в сознании привычного представления об евангельском событии. В этом вижу главный смысл наших уроков в старшей группе Воскресной школы. Не нравоучение вижу в Евангелие, не мораль, а сплошные парадоксы, живое послание нам. Призыв к действию - через образ отнюдь не елейного Христа и всех людей иже с ним. Они нам должны стать близки, потому что очень на нас похожи. Понять это можно с помощью настоящих, глубоких произведений искусства.

Вот Мария, закутанная в платок, едет на ослике. В странной, широкополой шляпе рядом Иосиф. Это картина Питера Брейгеля старшего «Перепись в Вифлееме». Вспоминаю, как рассматриваем ее вместе с ребятами. Нидерландский зимний город, погруженный в свои заботы народ. Кто-то строит сарай, кто-то торгует, кто-то тащит хворост, и дети катаются по льду на санках. Сгрудилась небольшая группа людей у окошка переписи. И никому нет дела до странной пары с осликом (откуда бы взяться ослику в Нидерландах?).

Нет, на древнееврейский Вифлеем Брейгель со своим многолюдным городишком явно не тянет. А вот на нашу современную жизнь… Кто здесь видит Христа, входящего в жизнь?! А наша предновогодняя суета, а наше Рождество? В сверкании елочных огней и гирлянд многие ли помнят из-за чего все это?

Тут мне на память приходит фильм «Призрачная красота» (обязательно посмотрю его с моими учениками). Все события в фильме начинаются на фоне праздничного Рождества. И оно, Рождество, настоящее, а не эта мишура за окном, меняет жизнь героев, у одного из которых умирает маленькая дочь. Какой уж тут мир в душе, какое благоволение.

Христос приходит к нам издалека. Он идет к людям в картине Иванова «Явление Христа народу» Огромная картина занимает целый зал в Третьяковке. А на переднем плане – Иоанн Креститель и люди, пришедшие на его зов.  Мы внимательно рассматриваем этих людей. Какие они разные и как по-разному они относятся к происходящему…

Христос «входит» на наши уроки сидящим в каменистой пустыне. Он весь погружен в тяжелые раздумья. Он здесь, на картине Крамского, совсем не похож на сына Бога. Скорее всего, предполагаем с ребятами, художник выразил в его образе свои мучительные раздумья о Вере. Христос- человек!

Наши Рабочие тетради с закладками по тексту Евангелия - хорошее подспорье. Мы читаем избранные страницы. Заполняем листы цитатами. Но главное - нам важно научиться самим видеть, чувствовать происходящее, и думать, думать над глубинным его смыслом. А значит - задавать трудные вопросы и искать на них ответы.

««А почему нас крестят в детстве», - спрашивает Ваня, - почему за нас решают родители? Получается, что они лишают нас выбора».

Вопросы, вопросы. Не дает мне покоя и вопрос Насти о свободе. Это после нашего чтения главы из «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского Там, где про Великого инквизитора, как продолжение «искушения Христа в пустыне». А ведь действительно - может и прав инквизитор, когда говорит о победе его врага. За тысячу лет люди сделали свой выбор в пользу несвободы. Они отдали свою свободу за хлеб и чудо. Они предпочитают силу и отдают власть над собой тем, кто обещает им рай на земле. (Правда, для избранный - в нацисткой Германии, ценой уничтожения неугодных. Да и наша история знает времена репрессий и массовых убийств).

 Здесь я осмелилась показать детям несколько эпизодов из фильма Досталя «Завещание Ленина» по рассказам В. Шаламова. Именно те, где голодный арестант должен поймать уточку для дочери начальника лагеря, но, не удержавшись, съедает ее целиком. Испытание голодом становиться для человека непереносимым. И дальше он продает всех и себя, свою жизнь за кусок хлеба. «Мне не страшно умирать. Я сытый», а вот священник в этом фильме оказывается выше голода.

О свободе у Бога.  Об этом нам еще предстоит говорить и думать. Страница романа Достоевского остается открытой.

Кстати, о странице.  Поразительным для меня стало участие моих учеников во всероссийском конкурсе «Страница 18». Ребята с удовольствием откликнулись на призыв открыть незнакомый текст и прочитать за отведенное время произведения русской и зарубежной классики. Да так проникновенно, что даже строгое жюри в лице батюшки и двух преподавателей вузов сами взяли в руки книги и стали читать вслух. Это было нечто! Это было живое общение со словом!

Прикоснуться к живому, к тому, что пробуждает чувства и интерес. Мне вспоминается наша весенняя экскурсия в оранжерею Ботанического сада. Называлась она «Библейский сад». Смогли ребята глазками увидеть, ручками пощупать, как выглядят терновый венец, иссоп, горчичное зерно и смоковница, которая дает плоды в нашем саду. В оранжерее Ботанического сада есть куст, который ожил после Хиросимы. Его подарили японцы. А рядом маленький японский сад. Как знак дружбы и единства людей.

Так прав ли Великий инквизитор, и толпы людей готовы отдать свою свободу сильному? ...Все еще только зарождается в душах моих взрослеющих учеников. Они умеют задавать серьезные вопросы. Поэтому, спрашивайте, девочки, спрашивайте, мальчики! И вместе мы, может, услышим живого Христа.

p.s. Кстати о методе, который очень помогает педагогу. Называется он сократический (по имени автора - Сократа) и построен на диалоге учителя и ученика. Иоанн Златоуст в своих беседах с христианами тоже любил диалог и совместный поиск ответов на неожиданные вопросы. Мы же учимся у Златоуста на наших евангельских семинарах. (Спасибо отцу Евгению Прохорову, не дающему заскучать).  Вопрошаем, недоумеваем, ищем ответы на вопросы…

 

Светлана Сафина, преподаватель старшей группы Воскресной школы прихода прп. Сергия Радонежского.

Возврат к общему списку