В киноклубе молодежного отдела Иркутской епархии состоялось обсуждение фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»
В рамках региональных образовательных Рождественских чтений, которые в этом году были посвящены святому благоверному князю Александру Невскому, молодежный отдел Иркутской епархии организовал просмотр и обсуждение фильма Сергея Эйзенштейна о Ледовом побоище.
Киновстреча состоялась 9 декабря в актовом зале на приходе преподобного Сергия Радонежского г. Иркутска.
Фильм «Александр Невский» оказал большое влияние на восприятие исторических событий того периода. События Ледового побоища происходили почти за полтора столетия до Куликовской битвы. От людей 20 века все подробности были скрыты за невероятной толщей времён. О Руси времени монголо-татарского владычества известно немногое. А о самом Александре Невском и Ледовом побоище можно было узнать только из немногих упоминаний в новгородской летописи.
Но Сергея Эйзенштейна привлекала это неопределённость: можно было многое достроить и воплотить, оставляя что-то самое важное. В результате режиссёр воплотил в фильме своё представление об описываемых событиях.
Но сделал это так убедительно, что кинематографическая версия Ледового побоища позже вошла даже в школьные учебники. А на военным ордене Александра Невского, учрежденном в 1942 году, был изображён профиль не самого князя (его изображения просто не было), а профиль актера Николая Черкасова, талантливо воплотившего на экране образ легендарного князя.
Фильм был снят в 1938 году, в годы культа Сталина и начинающихся репрессий.
С одной стороны эту кинокартину можно рассматривать как результат давления на известного кинорежиссера со стороны большевистской власти – в фильме ярко выражено ура-патриотическая идея, уверенность в победе русского народа над всеми врагами. С другой стороны размышления режиссёра о том, как оставаться свободными под гнётом беспощадной подавляющей силы, которая в фильме представлена в виде монгольского владычества и попыток рыцарей захватить русские земли, делала этот фильм выше советской пропаганды и давала надежду тем, кто чувствовал наступление тотальной несвободы.
Эйзенштейн задает особенность русских через их погружённость в стихию игры, которая открывает пространство творчества, безудержного веселья, которое оказывается выше страха перед превосходящими силами, да и самой смерти.
Именно стихия игры, юмора становится источником необычных стратегических решений, мгновенного перевоплощения, весёлой смелости, неиссякаемой силы, которая помогает одержать победу.
Ливонские рыцари наоборот - безнадёжно серьёзны и прямолинейны. Они спрятаны за железными шлемами, в то время как русские разнообразны, не похожи друг на друга, но в то же время единодушны в желании отстоять свои землю. Горделивые и надменные рыцари жаждут стать владельцем больших городов, но в этом желании каждый из них находится сам по себе. Их сила - в большом количестве и упорном, но негибком действии. Это противопоставление делает неизбежной победу новгородского войска под предводительством князя Александра, который и сам есть воплощение русской веселой силы.
Многие пословицы и поговорки, которыми так богат фильм, на слуху у многих. «Не в закалке дело. Меч плечом крепок».
«А господа рыцари в обмен пойдут. На мыло менять будем».
«Жив буду - сам побью, а помру - сынам накажу».
«Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля!».
Обсуждение легендарной кинокартины прошло в дружественной и весёлой атмосфере, которая очень подходила этому замечательному фильму.
Ольга Михеева, помощник руководителя молодежного отдела Иркутской епархии