История одного поиска
Часть 1
Детскому лагерю «Роднички» Иркутской епархии в этом году исполняется 20 лет. Значительный срок для небольшого православного лагеря, который все годы проводится практически одной командой.
За это время на лагерных сменах побывало более пяти тысяч ребят. Ребята обретали там настоящих друзей, крепли не только физически, но и духовно. Из родничковых взрослых и ребят одиннадцать человек стали священниками. Образовалось большое родничковое сообщество…
Все годы команда лагеря стремилась вводить новые элементы и организационные формы. Но самый решительный поворот всей воспитательной системы произошёл через десять лет от начала существования «Родничков». Почему же после стольких лет успешной работы лагеря вдруг возникла необходимость что-то кардинально менять?
В 2011 году я участвовала в работе XIX Рождественских Чтений в Москве. Нашу делегацию от Иркутска возглавлял игумен Максимилиан (Клюев), будущий митрополит Иркутский и Ангарский. На тот момент он являлся секретарем Иркутской епархии, преподавал Закон Божий в Православной Женской гимназии и одновременно был начальником нашего лагеря.
Родничковой командой мы отправились на секцию «Православные лагеря». Докладчиков было много - лагеря тогда проводились во многих епархиях. Выступающие делились своими успехами, рассказывали о трудностях и с оптимизмом смотрели в будущее. Мы внимательно слушали, стараясь услышать для себя что-то новое.
Почти после каждого доклада отец Максимилиан, наклоняясь к нам, тихо резюмировал: «Это первый год нашей работы, а это мы проходили в третий, а это случилось на четвертый…». Постепенно приходило понимание, что за 10 лет существования лагеря мы прошли практически все ступени, о которых говорилось на всероссийском православном форуме. И в то же время ясно осознавали, что зашли в тупик и всюду искали возможность для изменений.
В чем же виделся тупик? Чтобы понять, надо обратиться к этапам пройденного пути и к целям, которые мы перед собой ставили.
Цель православного воспитания, как мы ее понимали, - помочь ребёнку обрести живую, крепкую веру. Веру, которая позволила бы на христианских основаниях выстраивать все стороны своей жизни.
Летний лагерь казался хорошей площадкой для движения в этом направлении. Дети отрывались от привычных, но далеких от христианства школьных и уличных сообществ. На них прекращал вываливаться бездумный поток интернета и телевидения. Да и прекрасная природа, окружающая лагерь, была ярким свидетельством Божьего присутствия в мире.
2001 год. Бурятия, Саянские горы, Тункинская долина. Там, среди горных красот Саян, недалеко от чистых ключей появились наши «Роднички». Первые годы лагеря стали уже легендой. Они окутаны романтикой первопроходцев, восторгом первых преодолений, радостью обретения друзей и единомышленников… Жили в старых протекающих военных палатках и в двух маленьких домиках. Без электричества (изредка включали генератор) и без телефонной связи. Необходимо было поддерживать огонь на кухне и в бане, приносить воду. В горной долине в течение дня постоянно менялась погода: то солнце, то дождь, бывал даже град. В таких условиях дети и взрослые в течение двух недель проходили настоящий экзамен на крепость духа и тела.
Несмотря на трудности ежегодно на смену собиралось 90-100 детей и около 50 взрослых. Приезжали гимназистки и учащиеся воскресных школ, братские скауты, дети прихожан разных храмов и их друзья. Вожатыми становились педагоги женской гимназии Иркутска, православных школ, верующая студенческая и работающая молодёжь. Всех людей привлекал энергичный душевный начальник и дружная команда организаторов.
Жизнь детей в лагере была устроена по типу «семеек»: большие разновозрастные отряды детей от 8 до 17 лет. В них состояли только мальчики или девочки. Общие для всего лагеря утренние и вечерние молитвы в трапезной под навесом. Богослужения - в походном храме. По утрам с 10 до 12 часов - рукодельные, творческие и туристические мастерские. В течение дня – походы, купание в речке, конкурсы, инсценировки, спортивные игры. Вечером – костер и песни под гитару.
Главная воспитательная идея первых лет заключалась в убеждении - для того, чтобы дети обретали веру, изменялись к лучшему, достаточно их проживания в атмосфере православного уклада, совместного преодоления трудностей, хороших примеров живущих рядом верующих взрослых. И действительно, ребята многому учились в трудных походах; искренно, горячо молились в трудных ситуациях. В лагере царила неформальная, семейная атмосфера. Но уже тогда наметилось противостояние между взрослыми и подростками. Родничковые педагоги не знали, как без наказаний и нравоучительных разговоров работать со старшими детьми. А ребята с трудом переносили назидания старших. Постепенно молодые люди создавали свое дружное, неявно противостоящее взрослым сообщество, которое продолжало общение вне лагерных смен.
2005 год – впервые количество детей на смене перевалило за 100 человек. Стало ясно - при таком количестве детей старые организационные формы не работают. Вожатые едва справляются с огромными разновозрастными отрядами. Ребята в них имели между собой мало общих интересов – отряд трудно было удержать вместе. Взрослые становились все более строгими и раздражительными, а старшие подростки объединялись в группы и уходили в оппозицию. Начались хулиганские выходки. Радостный семейный дух лагеря периодически растворялся во взаимном недовольстве и надвигающейся анархии. Впервые было принято решение о вывозе из лагеря хулиганов, и три злостных нарушителя отправились домой.
Из опыта этого года стало понятно – при таком количестве детей для нормального воспитательного процесса одной атмосферы недостаточно. Нужна организационная структура, ориентированная на определенный детский возраст. Необходима сильная вожатская подготовка. Ставилась задача сделать детей активными участниками смены, включить их в организацию лагерных дел, сделать ответственными за происходящее.
Следующий, 2006 год принес большие изменения. Стали проходить еженедельные встречи «Школы вожатых». От разновозрастных семеек отказались. Мальчиков и девочек решили объединить, а отряды сделать по возрастам. Всего получалось семь отрядов по 18-20 человек. Все трудовые обязанности по лагерю разделили на 3 части и добавили к ним 4 творческих задания – вместе столько же, сколько и отрядов. Каждый отряд ежедневно получал новое задание: трудовое или творческое. Регулировал это дело огромный штурвал, который висел на видном месте и утром передвигался на одно деление. Вечером отряды проводили «огонек». Ребята подводили итоги дня и отвечали на три вопроса: «Что было хорошего в этот день? Что было не так? Что надо сделать, чтобы стало лучше?». На следующий день на Совете командиров собирались представители отрядов. Они выставляли оценки по разным параметрам жизнедеятельности, а в конце смены объявлялся общий итог.
Кто знаком с деятельностью известного в 60-70 годах педагога И.П.Иванова, узнает в наших нововведениях его методические находки: чередование традиционных поручений (ЧТП), коллективные творческие дела (КТД), совет дежурных командиров и вечерние огоньки. Они позволили лагерю перейти на следующую ступень и развернуть новые программы.
Прежними оставались кружки по интересам в первой половине дня, утреннее и вечернее молитвенное правило, Богослужения в походном храме, таинства Исповеди и Причастия.
С этими изменениями летом 2006 году мы вошли в легендарную Морскую смену (об этой смене был снят документальный фильм, которой победил в номинации «Воспитания патриота» на Всероссийском кинофестивале «Семья Россия-2008»)
Морская смена стала настоящим испытанием для всего детско-взрослого родничкового братства. Затяжные дожди затопили палаточный лагерь и на несколько дней отрезали его от всех дорог. Болезни и перебои с продовольствием толкали к досрочному завершению сезона. Но все трудности были преодолены и смену довели до конца. Когда восстановили дороги, ребята проехали по окрестным деревням с миссионерским концертом, посвященным святителю Николаю Чудотворцу. Состоялась масштабная ролевая игра «Морской бой»: для нее было построено шесть больших передвижных моделей кораблей, куда помещалась большая часть отряда... В завершение родничковая группа ребят и взрослых поднялась ко кресту и отслужила молебен на одной из самых высоких горных вершин Тункинской долины…
Последующие годы стали продолжением и развитием этих изменений. С 2007 года ввели вторую смену. Теперь смен стало две, а точнее сказать, три – часть педсостава уезжала проводить программу на Байкал в православный лагерь «Парус надежды».
Главным в воспитательной концепции того периода был курс на создание крепких общинных отношений. Для выполнения этой задачи сезон условно делился на три этапа.
Первый – когда все дела и усилия направлены на создание крепких отношений внутри каждого отряда (для этого проводились тренинги на командообразование, походы, огоньки и пр.).
Следующий этап – дружба с ближайшим по возрасту отрядом. И опять - интересные задачи на два отряда, гостевания, совместные походы...
И последний этап – когда все смешивались и создавались новые сводные отряды: для похода ко кресту на горную вершину, для коллективных творческих дел. В этих делах ребята взаимодействовали уже с детьми всех возрастов. В итоге к концу смены лагерь действительно напоминал одну большую общину - семью.
На такой волне прошли 2007, 2008 и 2009 годы.
На каждой смене проводили новую программу. Обязательной стала большая ролевая игра. Походы, мастерские, костры, песни были любимы всеми… Умудрялись даже делать радиопередачи (это при дефиците электричества-то!) А какие интересные были творческие дела! Многие до сих пор вспоминают романтичную Ночь поэзии, Круги общения, Лабиринт времени, Рыцарский турнир, Битву с Белой Колдуньей, Тропу героев… Не забыть напряжение военного «Сезона особого назначения», удаль «Русского сезона» и одну из самых творческих смен – «Машину времени». Тогда в поисках важных ценностей ребята каждый день попадали в ту или иную эпоху и страну. Был найден способ включить в программу ребят 16-17 лет. Они составили ООН – отряд особого назначения, который помогал организаторам проводить общелагерные дела.
Молитва и Богослужение постоянно присутствовали в родничковой жизни. Душевная родничковая атмосфера чувствовалась во всем. Уже не просто сложился, а сцементировался круг организаторов-единомышленников; появились опытные умелые вожатые…И хотя, как говорится, отдельные недостатки и недоработки имели место быть, в целом каждая смена была очень радостной и дружной. Казалось - можно успокоиться относительно выбранного пути и продолжать в том же русле.
Но мы не могли не видеть - важных изменений у детей в отношении к себе, к миру, а главное, к христианской вере не происходило. Ребята возвращались из лагеря, полные сильных впечатлений. Некоторые дети даже пытались какое-то время продолжать молитвенное правило. Но по словам родителей и по нашим собственным наблюдениям, достаточно быстро все установки лагеря детьми забывались. Для многих лагерь оказывался очередным интересным времяпрепровождением. После него можно было заняться чем-то совсем противоположным тому, что было на смене.
Казалось - между нами и детьми стоит какая-то невидимая, но очень прочная стена, которая никак не дает по-настоящему пробиться к ребятам. Некоторые дети это и сами чувствовали. В 2009 году, когда заканчивалась вторая смена в Тунке (мы еще не знали, что она последняя на этом месте), одна из старших девочек подошла ко мне попрощаться. Она поблагодарила за интересную смену и вдруг замялась, как будто хотела сказать что-то ещё. Посмотрела прямо в глаза и решилась: «Знаете, но чего-то самого главного всё-таки не было».
Как один из руководителей программы, я это тоже чувствовала. Главный жизненный опыт в лагере ребята получали не через наши программы, и даже не через участие в молитвах и Таинствах. В анкетах, которые проводились в конце сезона, лучшими моментами смены все дети без исключения называли походы и пережитые вместе природные катаклизмы. Невозможно забыть, как в лесу под градом дети прижимались друг к другу, а вожатые закрывали их собой, подставляя под ледяные градины свои спины. Как, вцепившись друг в друга, переходили стремительные горные реки. Переживали за взрослых, нырявших в холодную воду за продуктами в затопленный склад. Или всю ночь пели песни и поддерживали друг друга в крохотной медчасти, потому что палатки после потопа оказались непригодными для ночевки…
Тункинская долина через опасности и преодоления учила детей дружеской поддержке, выносливости, молитве. Но всё это находило применение только в «Родничках». Не получалось дать ребятам того, что помогало бы им духовно развиваться дальше. Дела программы оставались больше развлечениями. В лучшем случае они помогали детям подружиться, окунуться в романтику, проявить свои актерские, музыкальные или спортивные способности. Они были хорошей организацией детского досуга, но не тем, что давало бы пищу для размышлений о вере и о своей жизни.
Именно в этот период пришло осознание – всего, что мы умеем и знаем, недостаточно. И мы начали поиск.
Ольга Михеева,
заместитель начальника лагеря «Роднички»
по программе и по работе с вожатыми
История одного поиска (часть 2)
Материал также был напечатан в журнале «Приход»