«Днесь благодать Святого Духа нас собра», - поет Церковь Христова в дни празднования великого и знаменательного события – Входа Господня в Иерусалим. К тому времени прошли мы, с Божьей помощью, многотрудное поприще Великого поста и вступили вместе со Христом, въезжающим в Иерусалим, на Крестный путь вольных страданий, Жертвенной Любви и Смерти на Кресте ради нашего спасения. Путь, ведущий к Воскресению Господню.
Очень быстро наступила Страстная Пятница, настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Олег Ушаков вынес в середину храма Плашаницу для земного поклонения.
«Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе».
Отдали последнее целование Страдавшему и Умершему за нас Господу.
Удивительна служба предпасхальной Субботы.
Печальное, скорбящее начало постепенно преображается и уже в вечерних ветхозаветных паремиях слышится глас грядущего Воскресения.
И хотя на литургии вместо Херувимской еще поем «Да молчит всякая плоть человеча...», а «Достойно» плачет словами: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына», и все завершается причастным радостным «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».
Ей, гряди, Господи, Иисусе!
Утром в субботу служилась вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года.
На службе читались 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.
По окончании Литургии Великой Субботы первый раз клирос пел пасхальный тропарь, ведь близилось начало праздника Пасхи. После службы батюшка благословил хлебы и вино, освятил куличи и яйца.
В двенадцатом часу ночи совершалась полунощница, на которой пелся канон Великой Субботы. В конце полунощницы настоятель перенес Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и положил ее на Престол, где она останется до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
Пасхальная служба традиционно началась Пасхальным крестным ходом, когда прихожане во главе со священником, как мироносицы, идут ко «Гробу Господню».
И возле закрытых врат храма первый раз услышали празднично-торжественное: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в»!
И потом в храме все вместе подпевали хору Пасхальный канон: «Па́сха кра́сная, Па́сха, Госпо́дня Па́сха! Па́сха всечестна́я нам возсия́. Па́сха, ра́достию друг дру́га обы́мем. О Па́сха! Избавле́ние ско́рби, и́бо из гро́ба днесь, я́ко от черто́га возсия́в Христо́с, жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: пропове́дите апо́столом».
Пиком праздничной службы было ночное праздничное Причастие. Евхаристия сладка сама по себе. Это радость. Но все же – средство. Цель ее – освящение человека, обо́жение. Как писал св. Николай Кавасила: «Содержание святого совершения священных Таин состоит в преложении Даров в Божественные Тело и Кровь, а цель - освящение верных».
После службы отец Олег освятил куличи и пасхи, и этот день закончился праздничной ночной трапезой.
Пасхальные дни продолжаются. Светлая Седмица - время ликующей радости о Воскресшем Христе.
В понедельник была совершена дневная служба с Крестным ходом вокруг храма. Это время, когда каждый христианин старается быть в храме как можно чаще и Причащаться Святых Христовых Таин, чтобы как можно ближе быть с Господом.
После службы все желающие поднимались на колокольню возвестить свою пасхальную радость колокольным звоном на весь мир: «Воскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем. Рцем: бра́тие, и ненави́дящим нас, прости́м вся Воскресе́нием, и та́ко возопии́м: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в».
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
Повторим: «Днесь благодать Святого Духа нас собра».
Слава Богу за все.
Информационная служба Свято-Никольского храма города Слюдянка