Проект «Мы вместе». «Надежда» есть!
На приходе Николо – Иннокентьевского храма существует проблема: дети с глубокой умственной отсталостью выросли, перестав быть детьми, но – так и не став взрослыми. Поэтому мы – неравнодушные взрослые, родители и педагоги Иркутской общественной организации инвалидов детства «Надежда» - решили создать для них специализированные мастерские, а в перспективе – Центр. В идеале уже через несколько лет на базе этого центра инвалиды старше 18 лет смогут обучаться профессиям, трудиться, чувствовать свою нужность, а их родители - находясь рядом, получат определенную степень свободы, позволяющую им продолжать трудовую деятельность, не находиться постоянно один на один с больным ребенком.
Что сегодня важно для ИОООИД «Надежда»? В первую очередь, конечно, полноценное жизнеобеспечение своих воспитанников, хорошие условия для их социализации и адаптации к условиям внешнего мира. Кроме того в работе организации появилось новое направления - оказание социальных услуг для людей с инвалидностью. Для того, чтобы ребята с нарушениями интеллекта могли чувствовать себя нужными обществу, для них были созданы - и сегодня развиваются - социальные учебно-производственные мастерские. Занятия с ребятами проводятся строятся по следующему графику: ежедневно с 800 до 1700 в течение учебного года с сентября по июнь, в группе и индивидуально. В программу занятий включены различные направления, способствующие поддержанию интеллектуального и физического здоровья ребят и развитию трудовых навыков. Педагоги работают по разным методикам, применяя такие терапии, как музыка, живопись, постановка спектаклей. У ребят есть возможность проявить себя в мастерских: деревообрабатывающей, ткацкая, швейно- рукодельной, полиграфической, ткацкой..
Педагоги стараются не только организовать занятость ребят, но и учат их самообслуживанию, трудовым навыкам, способствуют укреплению духовных сил самих ребят и их родителей.
Эта работа осуществляется совместно с настоятелем Николо - Иннокентьевского Храма Игорем Толстиковым и прихожанами. Абсолютно бесплатно благотворители произвели капитальный ремонт помещений мастерских, они регулярно оказывают моральную и материальную поддержку. Участие отца Игоря в отдельных тематических семинарах, связанных с работой организации, его благословление в работе «Надежды» поддерживает веру родителей в благоприятное будущее своих детей.
ИОООИД «Надежда» получила благословление у Митрополита Вадима на проект «Строим вместе». В ходе реализации проекта будут собраны средства на строительство специализированных мастерских и создание социального Центра в городе Иркутске для людей с интеллектуальными и психическими нарушениями.
В течение всего учебного года воспитанники «Надежды» еженедельно посещают Храм. Ребята знакомятся с убранством храма, педагоги и прихожане рассказывают им про иконы, учат ставить свечи и постоянно напоминают, как надо вести себя в Храме.
Ребята всегда искренне радуются любой возможности посетить храм и сами к этому стремятся. Педагоги «Надежды» регулярно – согласно годовому плану работы организации, проводят экскурсии и по другим Храмам города Иркутска.
Федорова Татьяна Анатольевна,
председатель правления Иркутской областной общественной организации инвалидов детства «Надежда»
Иванова Елена,
прихожанка Николо – Иннокентьевского храма
Чем живет христианин? Или вестники «Надежды»
Чем живет христианин? Словом Божиим, Причастием и добрыми делами. «Вера без дел мертва», - сказал Спаситель и этим объяснил нам, как жить и спасаться. Но совершать необходимо не только те дела, которые доставляют нам особенную радость, нет – надо выполнять волю Божию – любую (трудную, неприятную, почти невыполнимую…). Задача христианина: искать волю Божию, не боясь трудностей. Самое главное – делать добро, не прерывая связи с Богом и с теми людьми, которые в нашей помощи нуждаются… А, может быть, это мы сами более, чем те, кому нам посчастливилось помочь, нуждаемся в этом… Ведь так мы имеем возможность в очередной раз доказать свою преданность Господу …
Как бы то ни было, а добро необходимо творить. Каждый день. Благо – нива для этого сегодня – практически необъятная. Много людей в России и в Иркутске в том числе - неустроенных, больных, брошенных, забытых. И всем нужна помощь, хотя бы человеческое участие, хотя бы подбадривающее доброе слово…
В Николо-Иннокентьевском храме вот уже много лет духовно окормляются воспитанники Иркутской областной общественной организации инвалидов детства «Надежда». Здесь же они получают и определенную материальную помощь. Эти средства жертвуют прихожане. Но они – лишь небольшой ручеек, который втекает в море нужд и надобностей организации (уход за инвалидами, обеспечение питания, развивающие программы, строительство мастерских…) Хотя и этот ручеек – большое подспорье, и он необходим. Основное же развитие организации «Надежда» осуществляется в первую очередь за счет реализации выигранных грантов. Сегодня, например, основные заботы: проектирование здания для производственных мастерских, строительство которых развернется уже весной 2013 года, подготовка участка под строительство и т. д.
Как еще прихожане Николо-Иннокентьевского храма участвуют в жизни «Надежды»? Они - по мере возможности - общаются с ее воспитанниками, иногда вместе молятся в храме, рассказывают друг другу о новостях, об открытиях в социальной и духовной сфере. Иногда ведь и просто улыбка человека, который знаком, узнаваем и, может, даже уважаем, по-дружески любим, становится для ребят из «Надежды» радостью…
При храме вот уже третий год существует и развивается молодежное объединение, которое начинало свою деятельность как раз с помощи «Надежде». Ребята каждую неделю приходили в организацию, играли с ее воспитанниками, устраивали концерты, рукодельничали, пили чай… Сегодня такие мероприятия проходят реже, ограничиваясь ярмарочными встречами, концертами, а также публикацией печатных материалов о жизни «Надежды» в приходском журнале и на сайте. И, как сетуют педагоги и руководители Иркутской областной общественной организации инвалидов детства, случилось так, что сегодня в «Надежде» не хватает помощников, практически нет добровольцев. Поэтому руководители обращаются ко всем, у кого в груди бьется неравнодушное сердце: приходите в «Надежду», здесь можно вместе что-то мастерить, рукодельничать, заниматься творчеством, просто наблюдать за ребятами, общаться с ними, помогать им в различных сферах жизни, вместе проводить время, играть, а главное – служить ... Господу через служение Его братьям!
Что касается повседневной деятельности Иркутской областной общественной организации инвалидов детства «Надежда», то сегодня она реализует проект «Ступени: шаг за шагом», который поддержала православная религиозная организация Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (Московского Патриархата),
В нем принимают участие сотрудники организации, социальные педагоги, музыкальный терапевт, мастер по рукоделию, мастер деревообрабатывающей мастерской, врач психоневролог, психолог, дефектологи, волонтеры, студенты, настоятель и прихожане Николо-Иннокентьевского Храма.
Цель данного проекта – заложить основу и развить в городе Иркутске систему пожизненного сопровождения людей с нарушением интеллекта.
Основные задачи проекта:
1.Укрепление, расширение производственной и материальной базы специализированных учебно-производственных мастерских «Надежда».
2. Поиск средств на строительство специализированного Центра.
3. Обеспечение достойных условий жизни людям с множественными нарушениями здоровья - оказание консультативной, материальной и вещественной помощи.
4. Обмен и распространение опыта.
1. 1. Укрепление, расширение производственной и материальной базы специализированных учебно-производственных мастерских «Надежда».
Во время реализации проекта работа с ребятами проводится в следующих направлениях:
Развитие трудовых навыков. Рабочий процесс проходит в специально выстроенной социальной среде, когда ребят окружают люди, с пониманием относящиеся к индивидуальным особенностям каждого подопечного, его социальным проблемам и потребностям. Заданный шаблон с четкими стандартами готового изделия, пошаговое ремесленное производство, работа «рука в руку» – все это способствует поддержанию работоспособности.
Работа в мастерских проходит по расписанию - в группе и индивидуально. Молодые люди приходят в мастерские ежедневно, кроме выходных и находятся там с 8-00 до 1700. Большое внимание уделяется созданию специализированных рабочих мест. Учитываются многие факторы: психологическая совместимость, темперамент и физические возможности ребят, оборудование мастерской в целом и каждого рабочего места в отдельности.
Валяльная мастерская.
Подопечных разделили на 2 подгруппы, в каждой подгруппе работает 5-6 человек и один педагог. Перед самим валянием нужно подготовить шерсть – операции: теребление, вычесывание на чесальной машине и снятие. Далее в технике «валяние по мокрому» ребята совместно с педагогом валяют полотна для различных изделий: брошей, новогодних игрушек, поясов, шарфов, игольниц, сумочек и прочее. Ребята хорошо освоили данные операции, выполняют уверенно и качественно. Но, довести изделие до законченного товарного вида получается не у всех.
Деревообрабатывающая мастерская
В мастерской работают только юноши, по 5 человек в группе и мастер с помощником. Ребята изготавливают различные игрушки, красивые подставки под пасхальные яйца, подсвечники, разделочные доски, блюда. Парни осваивают шлифование, работу со стамеской и молотком, а также вырезают узоры из дерева, но довести изделие до товарного вида самостоятельно для них очень трудно. Новой задумкой деревообрабатывающей мастерской было изготовление магнитов, которые затем расписываются в традиционной для Сибири Урало-Сибирской росписи, изготовление развивающих игрушек для детей (паровоз- пирамидка, божья коровка, вертушки, ботинок для шнуровки и другое).
Ткацкая мастерская.
На подготовительном этапе педагог с обучаемым режут дранку, сшивают и сматывают ее в клубки. Пока без помощи педагога самостоятельно данную работу никто не выполняет. Когда материал подготовлен, ребята переходят к работе на ткацкий станок.
Швейная мастерская
В швейной мастерской работают девушки и два молодых человека с мастером и помощником: за ручной швейной машинкой, за электрической швейной машинкой, за утюгом при глажении.
Выполнение любого изделия делится на этапы: крой, сметывание, утюжка и шитье. Работа со швейными машинками весьма ответственна, требует постоянного внимания мастера. В данной мастерской изготавливаются сумки, прихватки, постельное белье, мячи и различные куклы.
В рамках этой мастерской идет украшение льняных сумок рисунками с помощью красок и трафаретов. В декаду инвалидов на выставке «И невозможное возможно ...» в выставочном зале «СибЭкспоЦентр» проводили мастер-класс по росписи сумок, которые были сшиты в мастерских. Также в швейной мастерской продолжена работа над покрывалом по акции «Тепло лоскутного пледа».
Полиграфическая мастерская
В этой мастерской раскрываются творческие способности ребят, они сами выбирают, как лучше и интереснее сделать открытку, блокнот или записную книжку. Картинки для обложки вырезают из открыток. Благодаря спонсорам мастерская обеспечена поделочными материалами. Организация ООО «Иркутск печать» безвозмездно передает открытки, которые используем для блокнотов, закладок. К Рождеству совместно с девушками - волонтерами из Академии образования изготовили красочные Рождественские открытки.
В рамках полиграфической мастерской было выпущено 2 газеты, фотографии к которым помогали подбирать ребята.
Бытовая деятельность:
- Обучение правилам гигиены.
Каждый человек стремится быть приятным для окружающих, опрятно одеваться, ухаживать за своим внешним видом. Наши ребята порой упускают эти моменты, поэтому мы напоминаем о них. Приучаем мыть руки перед едой, при работе на кухне одевать фартук, девушкам предлагаем вместо распущенных длинных волос заплетать их в косу или хвост и т.д. Каждый подопечный знает об утреннем и вечернем туалете (чистить зубы, принимать душ). Наши ребята напоминают друг другу, если у кого-то образовалась дырка на одежде или появилось пятно, не застегнута или не заправлена рубашка, растрепаны волосы и др. Они понимают, что это некрасиво и стремятся корректно поправить ситуацию.
- Обучение уборке помещений.
Эта работа проводится каждый день с утра. Ребята, которые приходят в мастерские пораньше, под присмотром педагога делают влажную уборку помещения и встречают своих товарищей. Так же, каждую пятницу проходит генеральная уборка (моем стены, протираем пыль на подоконниках и полках, ухаживаем за цветами).
- Приготовление пищи, сервировка стола, обучение поведению за столом в соответствии с требованиями этикета.
Одной из наших задач является – научить ребят основам самостоятельной жизни, чтобы они сами смогли приготовить простую пищу. Освоили некоторые операции совместно с педагогом: заводят тесто, стряпают, умеют крошить овощи для супа и салата, варить варенье из тыквы и кабачка, многие из ребят самостоятельно чистят картошку.
Так же проводится работа по обучению правилам поведения за столом, сервировке стола к завтраку и обеду, уборка и мытье посуды.
Социально-коммуникативная деятельность
Общения нашим подопечным не хватает в виду небольшого количества друзей и частой занятости родителей, поэтому многие ребята могут восполнять этот пробел только в нашей мастерской. Коммуникация носит своеобразный характер, часто бывают манипуляции своими товарищами, хвастовство. В минуты общения коллектив педагогов старается поддерживать беседу и показывать пример того, как нужно вести диалог и относится к своим товарищам. При посещении культурно-массовых мероприятий за ребятами требуется особый контроль, хотя многие из них знают правила поведения в общественных местах. При любой возможности педагоги ненавязчиво указывают ребятам на то, как нужно вести себя и как недопустимо.
На данный момент совместно с Академией образования ведется научная работа по изучению особенностей словаря, необходимого для коммуникации у наших ребят.
Досуговая деятельность обучение правильно организовать свое свободное временя, формировать умение посещать культурные места, ходить на прогулку, выезжать за город.
Многие из наших ребят не могут организовать свой досуг и это ложится на плечи сотрудников, организация праздников, дней рождений, которых ребята ждут с нетерпением.
Творческое развитие: Творческое развитие и праздники взаимосвязаны в нашей работе. К праздникам организуются чтения специальной литературы, готовятся спектакли, проводятся выставки и ярмарки.
Постановка спектаклей является мощным стимулом в развитии ребят, а также позволяет лучше оценивать их возможности. Подготовка спектакля «Хлеб- соль» по рассказам С. Алексеева началась за месяц. Рассказ читали ежедневно, что позволило ребятам запомнить сюжет и свои роли. К постановке сшили костюмы - форму французских солдат и одежду крестьян того времени, для девушек сшили красивые сарафаны. На выступление были приглашены родители, посетили нашу мастерскую и маленькие гости, дети из детского сада. Спектакль прошел хорошо, ребята не растерялись при гостях.
Рождественский праздник. Важное событие Нового года – это Рождество Христово, подготовка к которому начинается с ноября, ведь каждый год хочется порадовать себя, родителей и окружающих новыми изделиями и сюрпризами, а для этого требуется немало времени. Мероприятий запланировано немало, это и ярмарки, и выставки, и проведение Рождественского праздника и вертепа.
Готовясь к выставке - ярмарке, в мастерской по рукоделию занимались изготовлением ангелов из шерсти и Рождественских игрушек, а мастерская по валянию наваляли снеговиков, сделали красивые елки из полотна. Юноши в деревообрабатывающей мастерской изготовили много игрушек на колесах и подсвечников, выдолбленных из цельного дерева. Начали делать вертеп из фанеры.
На занятиях по живописи большое значение имеет обучение практическим и теоретическим основам одновременно. С ребятами работает педагог, имеющий многолетний опыт работы с детьми и молодыми людьми с нарушением интеллекта.
1.2 Духовное становление ребят.
Духовное становление человека – это сложный процесс. Пытаемся разобраться сами, читая литературу, общаясь с отцом Игорем.
При подготовке к Рождеству в рамках темы «Христос рождается» традиционно рассказали про Рождественский вертеп, Рождественский пост. Изучаем основы Закона Божьего – рассказываем события Нового Завета, читаем о жизни и деяния Апостолов и Святых, об основных Церковных праздниках, о Таинствах Церкви.
В течение всего учебного года еженедельно посещаем Храм, причащаем ребят. Знакомим ребят с убранством храма, рассказываем про иконы, учим ставить свечи и, постоянно напоминаем как надо вести себя в Храме.
Много говорим и читаем о любви к ближнему, к Богу. Мы сами учимся и учим наших ребят этой любви. Яркий и понятный пример для ребят преподобный Серафим Саровский, который каждому человеку, приходящему к нему говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!».
Приучаем ребят к делам милосердия к 1 сентября, к Рождеству сделаны подарки для ребят с инвалидностью, которые проживают в семьях.
Подготовили изделия и собрали посылку для слепых и слабовидящих ребят с Подворья «Сергиево- Посадского детского дома для слепоглухих»
1.3. Работа с родителями.
Мы стараемся объединить родителей. В рамках творческой мастерской была организована благотворительная акция «Тепло лоскутного пледа». Всем желающим было предложено связать в любой технике лоскуток размером 20×20 или принести пряжу. По накоплению 70 лоскутов они будут обвязываться, и собираться в плед. Таким образом, каждый, приложив немного усилий, мог внести свой вклад в доброе дело.
Данная акция проводилась в рамках проекта «Православная инициатива- 2012» и нашла продолжение в рамках данного проекта. Приятно было дарить очередной плед слабовидящей женщине, у которой пятилетняя девочка -слепая, еще один теплый плед отправили в Крымск, ст. Кабановка.
Нередко родители недооценивают возможности своего ребенка, этим моментам мы тоже стараемся уделить внимание. Порой всем коллективом находим выход из сложных семейных ситуаций.
Стоит отметить, что на протяжении многих лет мы пытаемся рассказать и показать возможности ребят с множественными и тяжелыми нарушениями здоровья, что они могут быть полезными другим людям и обществу. И вот благодаря данной акции у нас появилось много хороших и не безразличных к судьбе ребят людей.
В течение 2012 г. разные виды помощи оказаны организацией «Надежда» 114 семьям. Это дополнительная работа, которая ложится на сотрудников, поэтому в рамках данного проекта будут привлечены дополнительно специалисты - социальный работник, дефектолог, юрист. В настоящее время, в городе нет службы оказывающих консультационную помощь в отношении категории инвалидов с нарушением интеллекта.
Многие семьи, имеющие инвалидов, весьма ограничены в средствах и нуждаются в самых необходимых вещах. В рамках работы с семьей мы начали оказывать вещевую и материальную помощь - к 1 сентября и в Рождественские праздники. В данной работе помогает Благотворительный фонд «Белые кораблики», волонтеры и прихожане нашего прихода. Также закуплены призы и подарки на Рождество для членов и участников нашей организации.
1.4.Работа со здоровыми сверстниками и инвалидами других групп
Мы постоянно пытаемся привлечь внимание здоровых ребят к работе с нашими ребятами. К сожалению, эта работа идет крайне сложно. Настоятель нашего прихода начал выстраивать работу по молодежному социальному служению. Стараемся привлекать православную молодежь в процесс социального служения, чтобы они приобретали необходимые знания, умения, навыки работы с людьми, имеющими нарушения развития.
Молодой человек - Николай помог нам создать новый сайт. Прихожане активно участвуют в ярмарках, приобретая наши изделия, но в основном это люди более старшего возраста. Буглова И. М поддерживает сайт, выпускает газеты и создает фильмы. Прихожане приняли активное участие в Рождественской ярмарке, собрали средства на строительство в размере 15000 руб.
1.2. Поиск средств на строительство специализированного Центра.
В начале июля стартовала благотворительная акция « Построим дом вместе», организованная с целью сбора средств на строительство в Иркутске мастерских и создание специализированного центра для инвалидов детства.
В рамках акции были изготовлены 4 серии магнитов на холодильник с символикой акции и контактной информацией о нашей организации. Каждая серия независима, но соединив четыре магнита из разных серий, можно получить общий рисунок и собрать "коллекцию". Распространением магнитов занимались волонтеры, они совершали обходы наиболее людных мест города и предлагали прохожим принять участие в акции. Несколько сот иркутян проявили свою активную гражданскую позицию! В дальнейшем мы планируем разместить на нашем сайте список меценатов и благотворителей.
Земля под строительство Центра оформлена в аренду. Участок более десяти лет был заброшен, поэтому на нем активно разрослась растительность. Ее уборкой и занялись в первую очередь. С помощью бензопилы и ножовки пилили деревья и кустарники, ребята помогали оттаскивать деревья и ветки, выкопали две лунки для забора. Начали выравнивание участка, для этого привезли 15 грузовых машин земли, затрамбовали землю, подготовили участок для спортивной площадки. Дальнейшие планы прервала аномальная погода: очень рано выпал снег. Поэтому оборудование строительной и спортивной площадки (установка забора, заливка фундамента) начнется весной 2013 г. с дальнейшим строительством здания для мастерских.
Материал подготовила Татьяна Федорова
совместно с Еленой Ивановой