Праздник Крещения Господня в Свято-Никольском храме города Слюдянки
17 января, вечером началась встреча Богоявления. Народ пришел и слушал чтение Евангелия от Матфея (Гл.3, ст.5-7): «Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудеа, и вся страна Иорданская: И крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя. Видев же [Иоанн] многи фарисеи и саддукеи, грядущия на крещение его, рече им: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева?»
Прихожане читали Помянники и мы подпевали клиросу торжественное праздничное славословие: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог. Услышите до последних земли. Яко с нами Бог. Могущии, покаряйтеся.
Яко с нами Бог. Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. Яко с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся. Яко с нами Бог».
После службы Навечерия Богоявления было совершено Первое Великое Освящение воды, по окончании которого в проповеди батюшка сказал о том, что мы освятили по чину Великого освящения воду, она называется Великой Агиасмы. Православная церковная традиция рассматривает Великую Агиасму как своего рода степень Причащения в крайних случаях, когда нет возможности в предсмертный час причастить Святыми Дарами человека.
Опытные прихожане знали, что лучше набрать воды 18 января, чтобы на сам праздник Крещения Господня уже спокойно прийти на службу, помолиться и Причаститься.
Прихожане и сотрудники храма подготовились к следующему освящению воды, набрав воду в большие бочки.
18 января всенощное бдение в канун праздника Крещения собрало еще больше людей, пришедших поклониться Господу.
Феофан Затворник. О смысле праздника Крещения Господня:
«Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее».
На вечернем богослужении был также совершен чин Великого Освящения воды.
19 января в праздник Крещения Господня настоятель храма протоиерей Олег Ушаков совершил Божественную литургию. За Литургией было много причастников.
По окончании Литургии при большом стечении народа также был совершен чин Великой Агиасмы и Крестный ход к Байкалу.
В конце службы отец Олег преподал нам крест, окропив каждого святой водой.
В благословение батюшка говорил о том, что Крещенская вода (агиасма) — это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать святой богоявленской воды.
Можно окроплять святой водой помещения: дом, дачу, офис и т.д. Можно помазывать святой водой больные места. Необходимо знать, что купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). Но по вере вашей те, кто окунается, может получить исцеление тела.
После обеда прихожане поехали освящать источник в Рудоуправлении:
На источнике было много ожидающих людей и отец Олег, с трудом пробираясь после молебна среди пришедших, желал им здоровья и поздравлял с праздником.
Воду в храме раздавали до самого вечера, помогая разливать Агиасму и следить за подсвечниками, прихожане меняли друг друга,.
После праздника душа пела: «Величай душе моя, от Предтечи крещения Просяща. Величай душе моя, во Иордане Пришедшаго креститися. Величай душе моя, от Отеческаго гласа Свидетельствованна. Величай душе моя, Единаго от Троицы, преклоньшаго выю и крещение приемша». Слава Богу за все!