Протоиерей Димитрий Лобов о Пресвятой Богородице
В чем же величие нашей Владычицы? Есть такой аспект, который может быть далеко не всем понятен.
В своем духовном произведении «О небесной иерархии» святитель Дионисий Ареопагит объясняет, в чем разница между чинами Ангельскими. Первая триада Ангелов: Престолы, Херувимы и Серафимы - находятся как бы на переферии всего творения и имеют непосредственное (без посредников) касание с Самой Троицей и от Неё получают просвещение, очищение и совершенствование. Над этими чинами Ангелов только Бог и больше никого. Сами же они передают и освящение, и просвещение, и совершенствование другим Ангельским чинам, затем священству, а через них и каждому верующему, и затем оно распространяется на весь материальный мир: как по некоей Божественной лестнице, снисходят освящающие мир божественные энергии, божественные откровения и божественная благодать.
Только понимая этот порядок, можно понять, Кто же Такая Матерь Божия в этом «строю». Церковь Её называет Превысшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Теперь, думаю все становиться более понятно. Богородица как бы разорвала этот порядок, не разрушив его, а восполнив или, точнее сказать, она стала тем Бриллиантом, который украсил золотое и драгоценное колье, встав в центре всего мира. И если ранее только Престолы касались края Божества, то после того как Мария стала Матерью Бога, в эти глубины, в эту божественную тьму, в Божественный мрак и непроницаемость, куда даже Херувимы и Серафимы, несмотря на всю их огненность и любовь, проникнуть не могут, ворвалась, если можно употребить это слово, Та, Которая ценнее и чище всего мира. Она взошла на такую высоту Любви к Богу и боговедения, на которую никакие Силы Небесные взойти не способны. И эти Силы Небесные могут только с удивлением и восхищением взирать на Ту, Которая стала, через Свою Любовь и смирение, Царицей Неба и Земли. И так как не было и нет во всем творении того, с кем бы можно было бы сравнить Пресвятую Деву, кроме самого высшего, что создано Богом, а это первая Триада Ангелов, по это причине Она и названа Превысшей и Славнейшей. Это «потолок» того, что может выразить человеческий язык, но не потолок Совершенства Той, о Которой идёт речь. Нужно было бы придумать новое слово, но его не понял бы никто.