Выступление протоиерея Александра Белого-Круглякова перед педагогами

Весной, в рамках выбора Основ религиозных культур и светской этики, многие священники посещают школы и объясняют позицию Церкви по выбору модуля ОПК. Предлагаем запись одной из таких встреч с педагогами благочинного Усть-Илимского округа Братской епархии протоиерея Александра Белого-Круглякова, настоятеля храма Всех святых, в земле Российской просиявших, г.Усть-Илимска.


Мы не можем обсуждать возможность или невозможность преподавания Основ православной культуры в школе, этот предмет входит в образовательный стандарт. Многие годы, до введения этого предмета в стандарт и после, я был противником такой инициативы. Хотя, казалось бы, как православный священник, должен был быть заинтересованным лицом. Мои сомнения опирались на отсутствие подготовленных педагогов. Представьте себе, что вы математик и вам сообщают, что основы математических знаний в школах будут вести географы. Разумеется, вы со скепсисом отнесетесь к такой инициативе и будете переживать, что при таком подходе не только основы математических знаний, но и вообще доброе отношение к математике будет перечеркнуто.

Однако со временем появились данные о положительном опыте, который, по крайней мере, в некоторых регионах нашей страны появился. В связи с этим свое отношение к преподаванию ОПК я пересмотрел.

Хотя об этом много раз говорилось, но еще раз напомню, что ОПК — культурологический предмет, а не религиозный. Это не попытка кого-то научить вере. Поверьте, подобные попытки обречены на провал. Вере невозможно научить, вера приобретается личным опытом. Даже Закон Божий, преподававшийся в школах до революции, не учил вере, а объяснял основные догматы христианства. Веру дети приобретали в семьях.

Почему основы именно православной культуры?

Потому, что в течение тысячи лет культура в нашем государстве создавалась и формировалась православным мировоззрением. И сейчас практически невозможно в полном объеме понять и усвоить творчество великих русских писателей, мыслителей, философов, художников, не зная библейских текстов, не зная Евангелия.

Как понять знаменитый текст XI века «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, если не знать, что такое Закон и Благодать? Невозможно во всей полноте понять творчество Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Толстого, Достоевского, Гоголя и даже Чехова, не ознакомившись с той культурной почвой, на которой они выросли. А эта почва была пропитана православным взглядом на мироустройство. Если мы обратимся к культурному наследию XX века, то обнаружим, что, например, стихи Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, Мандельштама, Гумилева и многих других были наполнены различными названиями, терминами и смыслами, почерпнутыми из Евангелия. Можно, конечно, читать их стихи и на непонятные слова просто не обращать внимания, но тот, кто хочет приобщиться к их творчеству по-настоящему, неизбежно должен ознакомиться с основами православной культуры. Даже советские писатели, несмотря на воинствующий атеизм, в своих лучших произведениях возводили нравственный облик своих героев к христианским нравственным ценностям. И это тоже результат тысячелетней культуры, складывавшейся в России. Не зная основ христианской культуры, невозможно глубоко проникать и в творчество классиков Западной Европы.

Сейчас от противников преподавания ОПК можно часто встретить напоминание о том, что у нас многонациональная и многоконфессиональная страна. Это, Слава Богу, именно так. Но не нужно преувеличивать это обстоятельство, так как подавляющее большинство жителей России – это русские люди, которые, согласно опросам, ассоциируют себя с православием, даже если в храм не ходят. Кстати, обратите внимание, что слово «русский» – это прилагательное и, в современном понимании, определяет всякого человека, выросшего в русских традициях, на русской культуре и русском языке.

Профессор Андрей Александрович Остапенко задает риторический вопрос:  кого готовит школа? Дореволюционная Россия готовила гражданина Империи, советская школа готовила строителей коммунизма, а кого готовит современная школа?

Для современного образования, которое последовательно превращается в сферу услуг, этот вопрос, похоже, неактуален. Достаточно формально подтвердить наличие установленных стандартом знаний, умений и навыков (или, как теперь принято говорить, – «компетентностей»). А вот что дальше?.. В лучшем случае выходит компетентный потребитель.

Трудолюбие, человеколюбие, осмысленное отношение к жизни, нравственное достоинство человека не предусмотрены, ведь их нельзя предоставить в качестве услуги.

Драматизм ситуации в том, что в стране существенно подорвана система семейного воспитания, разрушена и не восстановлена система общественного воспитания (а это угроза еще более серьезная, чем пресловутая коррупция). А если быть честным, то второе результат первого. Внутри системы образования сложилась атмосфера тотального репетиторства. На фоне угрожающего социального расслоения общества в лоне образования созданы условия для воспитания человеческой гордыни (рейтинги, конкурсы, самопрезентации, портфолио и т.д.), при этом важные моменты развития и воспитания детей выносятся за скобки педагогического процесса.

А между тем, встречаясь с выпускниками, педагоги не спрашивают у своих уже испытанных жизнью учеников — помнят ли они школьную формулировку закона Ома, воспроизведут ли отрывок из «Евгения Онегина», перечислят ли исключения из правил грамматики. Учителя интересуются тем, что успели сделать их повзрослевшие «дети», удалось ли им найти и реализовать свое призвание.  И больше всего радуют те, кто проникся любовью к жизни, труду, знаниям, любовью к людям. Именно эти качества становятся основой для реализации созидательного потенциала человека.

Благоразумное государство не может ставить своей целью воспитание потребителя. И в христианстве, и даже в марксизме есть понимание, что условием нормального существования человека в обществе считается способность что-то давать другим. Скорее всего эта черта советского воспитания есть следствие культурно-исторической почвы, в течение многих веков возделанной православием. По мере накопления этих культурно-исторических активов старшие поколения старались передавать их младшим, называя систему преемственности образованием.

В православной традиции есть своеобразное деление на людей плотских, душевных и духовных. Плотской человек желает быть благополучным любой ценой. Душевный человек желает быть благополучным, но при этом и другим желает благополучия. А духовный человек готов переносить трудности, лишь бы другие были благополучны. Советское образование, кстати, эти вещи понимало и, как умело, пыталось их прививать.

Не случайно в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Но этой проблеме отводится самое последнее место в учебно-воспитательном процессе.

К чему я все это пишу. Не к тому, чтобы критиковать педагогов! Упаси Бог, критиков и без меня хватает. Педагоги чаще всего заложники и даже жертвы системы.

Где та площадка в системе школьного образования, на которой можно было бы заниматься воспитанием? Мне сейчас представляется, что Основы Православной Культуры – это самое удобное место.

Культура — это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

А православие для России сыграло культурообразующую роль, и осознание духовных основ русской культуры способно подвигнуть учащихся к созидательному творчеству в пространстве русского мира.

В христианском мироощущении любовь -  это универсальный способ реализации человеком своей духовной сути. Жизнелюбие, трудолюбие, любознательность и человеколюбие являются очень точными индикаторами психологического здоровья как среди детей, так и среди взрослых.

Сухомлинский отмечал что «особая сфера воспитательной работы — ограждение детей, от пустоты души, бездуховности: настоящий человек начинается там, где есть святыни души».

Заповеди Божии не есть что-то музейное, это не устаревшее предание. Представьте себе, что не три с половиной тысячи лет назад, а сегодня Моисей сказал бы нам:

- Люби Бога

- Чти отца и мать.

- Не убивай.

- Не изменяй жене.

- Не кради.

- Не клевещи

- Не желай имущества ближнего твоего.

Это звучало бы очень актуально для нас, современных людей. Причем Заповеди Божии – это не какие-то абстрактные нравственные лозунги, это, если хотите, некий код сохранения человечества. Ну, например, заповедь о почитании родителей звучит так: Чти отца и мать и благо сотворишь себе и долго проживешь на земле. Во-первых, сказано чти, а не люби. Родители бывают разные и их, как известно не выбирают. Но родителей надо уважать. Нельзя их учить, ругать, тем более бить. А теперь задумаемся, где у нас больше всего почитают родителей? На Кавказе; это всем известно, это глубоко укоренено у кавказских народов. А где у нас самое большое число долгожителей? На Кавказе.

Поток информации, который обрушился на современных детей, часто дезориентирует их в вопросах, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому ориентир нравственности, который научит уважать родителей и старших, честно трудиться и нести добро, просто необходим. Мы не можем запретить детям заходить в интернет и сидеть в соцсетях, наша цель – выработать в них иммунитет, чтобы они сами могли отличать хорошее от плохого, чтобы они с детства впитывали нравственные ценности, выработанные их предками.

Самым главным носителем, который хранил эти ценности в течение тысячи лет, является Русская Православная Церковь. Именно эти ценности обеспечили единство нашего государства и его возрождение на самых сложных поворотах истории.

Посмотрите, как Запад вцепился в свои ценности. Они готовы бороться за них самыми нетолерантными способами, хотя толерантность, права и свободы и являются их ценностями. Правда, эти естественные для людей понятия искажены и доведены до абсурда. Свобода человека превратилась в свободу делать грех, права человека – в право на грех. А толерантность - этот медицинский термин означающий неспособность организма к сопротивлению определенным антигенам - превратили в терпимость к греху.

При этом Запад совершенно спокойно относится к нарушению всех либеральных догм в Саудовской Аравии, где до сих пор людям отрубают головы, к Израилю, где, не будучи адептом национальной религии, весьма сложно получить гражданство. И ко многим другим своим партнерам на Ближнем Востоке. Почему же такая нетерпимость к нам? А потому, что они нас воспринимают как своих, белых братьев, европейцев, но еретиков. А к еретикам на Западе самое жестокое отношение, это известно со времен Крестовых Походов.

Французская газета «Le Monde»: «Россия не враг, потому что враг – это тот, кто хочет вам зла. Однако Россия не хочет, да и не делает нам никакого зла… Дело обстоит гораздо хуже: Россия не придерживается наших ценностей, поэтому они неверные, еретики, святотатцы»

В этих условиях мы тем более должны особое внимание обращать на воспитание в детях наших традиционных ценностей.

Сложность задач, стоящих перед школой в области воспитания, не должна приводить никого в отчаяние. Лев Николаевич Толстой как-то сказал молодому художнику: «Случалось ли Вам в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет».

По материалам пресс-службы Братской епархии

05.04.2023