Основные смыслы празднования христианином своего дня рождения

Рождение детей («плодиться и размножаться») – одно из первых благословений Божьих, данных человеку от его сотворения. Взирая на все предыдущие акты Божественного творения, мы видим, что Сам Бог посчитал их хорошими, а где хорошо, там всегда радость. Бог не благословляет плохого. Потому и рождение нового человека в мир является поводом для радости по факту. А учитывая то, что рождение новой человеческой единицы, которая есть по происхождению образ и подобие Божье, сохраняет и даже приумножает миллиарды всего человечества, мы осознаём и космическую важность этого явления, где появляется в мир душа, которая по усыновлению, через крестную жертву «рождённого от Девы» Спасителя и через крещение, возможно, спасётся и спасёт других, постепенно замещая собой число отпавших ангелов, умножая Небо, восстанавливая предвечную справедливость. Вот почему день рождения является праздником.

Дней рождения у человека может и должно быть три: 1) рождение по плоти от отца и матери; 2) рождение от воды через Святое крещение; 3) рождение от Святого Духа через уверование во всю понимаемую экспансию Бога. Так как второе и третье рождения являются логичным и обязательным продолжением первого, празднование бывает по первенству, именно в день первого рождения.

Традиции празднования дней рождения идут из глубокой древности и зафиксированы у многих народов. В Священном писании Ветхого и Нового Заветов тоже есть два упоминания о дне рождения, как именно о празднике. Первое: во дни Иосифа фараон созывает пир «для всех слуг своих...» (Быт: 40: 20-20). Второе: во дни Иисуса Христа царь Ирод: «Во время же празднования дня рождения Ирода...», – тоже разгульно торжествует (Мф: 14: 6-6). И в том и в другом случаях упоминается о больших масштабах празднования, трате больших средств и употреблении хмельных напитков. В первом случае фараон казнит своего хлебодара, а во втором – царь Ирод казнит невиновного пророка Божьего Иоанна, Крестителя Господня. Акцентируя наше внимание на смертях, святые бытописатели косвенно указывают нам на негативное отношение к подобного рода празднествам. История открывает нам, что древние евреи не устраивали торжеств по поводу своих дней рождения, а скромно приносили доступные им жертвоприношения в благодарность Богу. А вот в христианский период о днях рождения говорит даже каноническое право: «Не должно в Четыредесятницу заключать браки или праздновать дни рождения» (правило 52 Лаодикийского собора). Этот собор состоялся примерно в 343 году христианской эры, и получается, что уже к этому времени языческие традиции широко праздновать свои дни рождения стали повсеместно проникать в христианский культурный быт, да так, что отцы этого собора специально регламентировали время для празднования дней рождения. Святые отцы Вселенской Церкви не осудили эти традиции, а упорядочили их и придали дню рождения человека правильное христианское догматическое понимание.

В Новом завете есть еще несколько упоминаний слова «рождение», но там оно не связано с праздником, а только с фактом рождения Богомладенца Иисуса Христа: «Итак, пока они (Иосиф и Мария) были там, дни для ее рождения подошли к концу. И она родила своего первенца, завернула Его в пеленки и положила Его в ясли, потому что в гостинице для них не было места» (Луки 2:6-7). Данное упоминание открывает нам только скромность и тишину, которые сопутствовали дню рождения Господа. Мария и её обручник Иосиф были правоверными евреями и потому вели себя соответственно древней традиции. Но как бы пророчествуя о будущей славе Рождества Христова, Бог посылает к яслям Богомладенца ангелов и пастухов, молебными песнями славящих Его рождение. А ещё в своё (безопасное время) Он приводит к нему трёх волхвов с дорогими подарками, как для Бога, человека и первосвященника. Именно эти моменты евангельской истории, а также учение апостола Павла и других апостолов определили для всей Церкви, к началу третьего века новой эры, ввести в оборот торжественное – богослужебное и бытовое празднование Рождества Христова, за ним – рождества Богоматери и уже позднее – торжества рождения святых… и вообще все сейчас установленные церковные праздники, и наши дни рождения тоже, ведь все мы по словам апостола Павла «избранные Божьи» (Колос 3:12-14).

В упомянутых нами ранее двух библейских случаях с празднованием дней рождения святые бытописатели открывают нам эти празднества с их самой темной стороны. В случае же с рождением Господа всё выглядит благопристойно и без дурных последствий. Пророки и апостолы так показывают нам через века, что обычно бывает, когда во главе праздничного стола не сидит Бог, который не только приносит мир в праздник, но и даже превращает воду в вино. Таким образом, в основании наших дней рождения учреждены молитва и скромность. Поводом же для праздника должны являться желание благодарить Бога и его людей за все деяния и дары, за таланты и науку жизни, за хорошие примеры и за ответы на все актуальные вопросы, за Божью доброту и милосердие. Формы же проведения дней рождения могут быть разными, но только исключающими всякий грех, ибо мы призваны уподобиться Божественной чистоте, чтобы в дальнейшем без проблем жить, творить, расти, обоживаться и умножать Небо, производя на свет наших детей – ангелов богоподобных, чтобы потом из года в год тихо и торжественно праздновать их дни рождения во славу Божью.

 

Протоиерей Вячеслав Пушкарев, г. Иркутск


19.07.2024