Проповедь на Пассии протоиерея Андрея Чеснокова, Спасо-Преображенский храм г.Братск
Проповедь на Пассии протоиерея Андрея Чеснокова, Спасо-Преображенский храм г.Братск
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Вновь, братья и сестры, мы предстоим перед Крестом. Вновь наши глаза видят распятого на нем Господа, наши сердца печалятся, а ум смущается. Казалось бы, нам хорошо известны (и даже едва ли не привычны) евангельские строки о последних часах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. И сейчас, когда мы вновь слышали чтение Евангелия, эти святые слова вырвали нас из житейской суеты, поставили перед Крестом Христовым и испытали нас: останемся мы бесчувственны и равнодушны или умилимся и изумимся перед открывшейся нам картиной. Ведь взирая на Крест, мы видим на нем истязаемым Того, кто по Своей воле и любви создал вселенную и как Вседержитель промышляет о ней. Трудно представить, какой великолепной короной должен быть увенчан всемогущий Царь мира видимого и невидимого, но злоба человеческая возложила на голову Царя Ангелов венец из колючего терновника для большего Его страдания. Разве Бог, создавший все изумительно прекрасным и даже прозрачный воздух украсивший, как бы одев его в небе облаками, не достоин был по воплощении на земле царской порфиры такой красоты, на какую только способен человеческий гений? Так почему же Он вместо благодарности получает злейшую насмешку, на которую только может быть способна человеческая подлость – карикатурную багряницу от циничной солдатни? И ведь не одни насмешки, но и как последний раб претерпел побои Сын Божий, Который пришел в образе раба даровать свободу Адаму падшему и всему роду людскому, сокрушив главу змия в водах Иорданских. Собрав из верующих во имя Его чад Божиих Церковь, Господь Иисус Христос так тесно сроднился с ними, что союз Его с Церковью стал идеалом для христианского брачного союза и даже телом Христовым Слово Божие называет Церковь. Но гордость и зависть человеческие не позволили иудеям войти в Церковь, таинственное Тело Христа. Вместо этого они пронзают тело Его гроздями и возвышают на крест, обрекая Жениха Церкви на лютые страдания и смерть. Но и мертвое тело Сына Приснодевы богоненавистники не оставляют в покое, на ее глазах пронзая его копьем. Такая трагическая предстает перед нами картина уничижения даже до смерти Господа Иисуса Христа. Но нам, братья и сестры, спустя две тысячи лет после этих событий легко о них вспоминать, ведь мы знаем о Воскресении, и сквозь скорбь о страдании Христа мы видим проблеск света Воскресения Его. «Покланяемся страстем Твоим, Христе, - взываем мы, - покажи нам и славное Твое воскресение!» Однако время скорби о страдании Спасителя мы призваны не пережидать, а переживать. Но переживание это должно быть правильным. В западной, католической традиции переживание страданий Христа существует в форме сострадания Ему. Представлять себя на месте Христа и пытаться возбудить в себе ощущения скорби и боли считается благочестивым. Но это путь ложной духовности, путь гордыни и самомнения, подменяющего жизнь со Христом жизнью вместо Христа. Протестантская же традиция относится к страданиям Христовым легкомысленно из-за обычного для нее потребительского отношения: если за мои грехи наказан не я и с меня уже не спросится, а Тот, Кто пострадал и умер, уже воскрес, то о чем же скорбеть? Как же нам, братья и сестры, правильно относиться к страданиям Христовым? Ответ на этот вопрос мы уже слышали в молитвах Акафиста: «Аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя». Не надо воображать себя на кресте вместо Христа и не надо проходить мимо страданий Христа Спасителя. Нам надо в покаянии преклонить свое сердце перед Христом, распятым по причине наших грехов: «Иисусе, Плотию распятый, распни плоть мою со страстьми и похотьми». Нам надо ответственно относиться к своим делам, словам и помышлениям, не рассчитывая покаяться «когда-нибудь потом», а на всякий день и час хранить себя от всякой скверны плоти и духа как частички, члены тела нашего Господа – Святой Церкви: «Иисусе, с предателем и распеншими Тя не осуди мене. Иисусе, с разбойником благоразумным в рай введи мя». И если наша богоугодная жизнь будет свидетельствовать, что кровь Христос пролил не напрасно, значит мы правильно переживаем Его страдания и не зря Крест Христов носим у себя на груди. Аминь.