ПРОПОВЕДЬ АРХИЕПИСКОПА ВАДИМА (Чистый Четверг 2008 г.)
Сегодня мы вспоминали и видели на кресте того, кто пришел ради спасения мира.
Как много увидели мы здесь у креста, как много пережили знакомых чувств. Как много услышали, как многое тронуло сердце наше, если мы еще не окончательно окаменели. Как многое, что в тот день происходило, по сути дела вместило то, что вмещает самая жизнь человеческая во всей своей полноте. Действительно, мы видим распятого Христа Спасителя нас ради человек и нашего ради спасения.
Что же вознесло его на крест? Преступления ли его? Каким либо образом неблагодарные поступки по отношению к человечеству? Проступки ли? Нарушение закона религиозного или гражданского?
Нет!
Дорогие братья, мы знаем, что его вознесло сюда ужасное чувство – чувство зависти, чувство, которое не имеет преград, не имеет границ, которое не считается ни с чем. Не считается с тем, что нет свидетелей, которые свидетельствовали о той вине Христа Спасителя, и, тем не менее распинают…
И, тем не менее, вопиют громче и громче: «Кровь его на нас и на чадах наших! Распни его! Распни его!»
И сегодня все это совершилось. Совершилось, что ожидало человечество. И что же увидели мы у креста? Увидели неистовствующую толпу, толпу, которая свои грехи, свои беззакония вменила этому великому праведнику, искупителю и Спасителю. Неистовствующую толпу, которая не знает преграды: в чем ей поклясться своими преступлениями. Клянется самым дорогим, что есть для еврейского народа, клянется детьми. «Кровь его на нас и на детях наших!»
Вот это то неистовство, оно не имело никакого предела. Что видим мы? Мы видим, как в неистовстве своем они избивают Христа, унижают его, оплевывают его, распинают на кресте. И Христос Спаситель терпит ужасные мучения. И здесь мы услышим: «Боже мой, Боже, зачем Ты меня оставил? А впрочем, да будет Воля Твоя». Сегодня мы слышали это то, что полагается просто на Волю Божию. А то, что терпит Христос Спаситель не входит ни в какое сравнение с человеческими страданиями, сколь бы изощренней, сколь бы болезненней они ни были, - они не могут сравниться со страданиями Христа.
Христос поднял на себя все вменение человеческое, все наказание, которое мы по сути дела испытываем в мире, такие имея грехи, а потому не терпим то, а он поднял на себя грехи не только современных ему людей, но и предшествующих поколений и предыдущих. Он явился тем искупителем, для которого эта ноша была ужасно тяжела. И не случайно кровавая, до пота кровавого было его молитва в Гефсиманском саду: «Боже мой, Боже, да минует меня чаша сия, а впрочем будет воля не моя, но Твоя».
Действительно, то, что претерпел Спаситель, было ужасно.
Трудно представить себе, здесь мы видим у креста еще и другую трагедию, трагедия, которая по сути дела нами до конца не понята, - это трагедия Матери, Матери Божией. Кто из вас в жизни своей не был в состоянии, когда готов был за чадо свое и жизнь отдать. Такова Материнская любовь. Она с готовностью бы взошла на крест, но ей не суждено. А вместо этого она видит весь ужас распятия и слышит слова, но они обращены не ей, они обращены к тому, кто по правую сторону от него и кто говорит: «Помяни меня, когда приидешь во Царствие Твое». И Христос Спаситель, не взирая на страшные страдания, говорит тот час «Уже сегодня ты со мною будешь в Раю».
А Мать опять не слышит этих утешительных слов, она видит страдания. И вот, наконец, обращен взор Христа Спасителя, и он говорит, обращаясь к ней и указуя на своего любимого ученика, апостола Иоанна Богослова: «Жено, се сын твой…» Он не говорит «Мать», а говорит: «жена». В этом тоже великий смысл, огромный и неосознанный до конца. И это по-человечески трудно понять. Если бы он казал «Мать», то, наверное, еще больше бы разбередил раны сердца Преблагословенной Девы Богородицы, Божией Матери. А он говорит: «Жено, се Сын твой». Он ей усыновляет предтечу святого евангелиста Иоанны Богослова и говорит ей: «Се Мать твоя». И от того часа весь род человеческий усыновляется Божией Матери.
Таким образом, дорогие братья и сестры, мы с вами в такой страшный момент получаем усыновление Преблагословенной Деве Богородице, Матери Божией, а значит и нашей Матери. К которой должна простираться наша молитва, наше упование, наши скорби и наши печали, наши радости и наши достижения, все это должно быть излито пред благословенной Девой Богородицей.
Но сейчас другой момент, сейчас мы видим неистовствующую, злобствующую толпу. Злость, которая достигла предела. И что же в ответ? Когда мы видим происходящее в нашем окружающем мире более или менее напоминающее сгусток такой злости, но видим озлобление с двух сторон, то здесь этого и близко нет: здесь слышим кроткий голос Христа Спасителя и видим кроткого Христа Спасителя, терпящего страшные муки, но вместе с тем говорящего: «Прости им Боже, не ведаю бо, что творят».
Какая любовь! Любовь, которая вознесла его на крест ради спасения человечества и исправления. Любовь, которая это дерево позора сделала жертвенником любви и жертвенником примирения, любовь, которая даже в этот час готова простить всем, кто злопыхал по отношению к страданиям Христа Спасителя.
Вот та любовь, которую в противовес той злобе мы видим здесь у Креста. А именно, – Божественная, Абсолютная Любовь Христа Спасителя.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы устремимся в свои дома. И мы вдруг поймем, что за оградой церковной жизнь идет другим началом. И это печально. Печально, что не понимается, что в этот момент должно быть закрыто все, всякое житейское попечение. В этот момент перед очами человеческими должны быть только страдания Христа Спасителя. Страдания, которые напоминают нам, что и мы зачастую, своими согрешениями являемся среди распинателей. И вот эти то страдания, они являются удерживающим средством нас от согрешений наших, от погибели вечной нашей, от вечной муки как таковой. Но так не происходит. И это очень и очень жаль.
Так давайте же, дорогие братья и сестры, хотя бы мы, в этом малом, узком кругу пронесем для себя эти крестные страдания, осмыслим их, воздвигнем в жизни этот крест искупления страданий на ту должную высоту, где не было бы греха, и где был бы свет, свет грядущего Воскресения Христова.
Аминь.