Проповедь иеромонаха Игнатия (Димитрова) на праздник Торжества Православия

Проповедь иеромонаха Игнатия (Димитрова) на праздник Торжества Православия

 

Во имя Отца , и Сына, и Святаго Духа.

 

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы собрались в этом храме для того, чтобы отпраздновать величайший праздник нашей Церкви. Этот праздник называется Торжество Православия. В нашей Церкви есть много праздников, но нет ни одного, который бы так назывался – Торжество. Есть праздник какой-нибудь, есть память какого-либо святого, есть праздник двунадесятый, есть Праздник праздников – это Пасха. Но нет ни одного праздника, который бы также назывался – Торжество.  Торжество – это упоение, радость, сладость. Торжество – это величайшее наслаждение, которое только может быть в человеке. Сегодняшнее событие, которое мы празднуем, это торжество веры, торжество нашего упования.

Много было людей, которые хотели исказить наше упование. Многие из них были весьма высокопоставленными людьми, даже царями. Но какое бы у них ни было положение в обществе, они не имели успеха.

И вот сегодня мы с вами празднуем память тех людей, которые сохранили для нас нашу веру. Это были самые простые люди. Это и монашествующие,  это преподобные, это святители, это мученики, это апостолы. И все они страдали ради того, чтобы мы с вами получили то, что сейчас имеем. Для того, чтобы мы, их грядущие поколения, имели спасение во Христе. Чтобы это спасение было реальным. Как некоторые считали, что Христос не воплотился на самом деле, а лишь казался. Нет, наше с вами спасение – настоящее, оно полное, никуда оно от нас с вами не денется, если мы, конечно, приложим определенные усилия, для того, чтобы стяжать спасение.

Сегодня в этот день мы с вами ублажаем их мученичество, мы с вами ублажаем их терпение, мы с вами ублажаем их праведность, благодаря которым они стяжали то, что мы сегодня имеем. То величайшее богатство, которое способно вести нас в Царство Небесное. Мы ублажаем людей, которые Духом Святым движимые создали то, что мы называем Символ Веры.

Мы ублажаем людей, которые были научены своими отцами, и они своими устами проговаривали эти слова. Они своими мыслями занимались величайшим мудрованием, мудрованием по Богу. Эти самые слова Символа мы с вами имеем возможность повторять. Символ веры начинается со слова верую. И это действительно важное слово. Как можно объяснить эту веру. Что это такое? Апостол говорит, что это упование в невидимом, в осуществление этого упования. Мы с вами уверены, что наше с вами упование существует. Что действительно придет Страшный Суд Божий. То торжество, которое было тогда, после окончательного разгрома ереси иконоборчества, явилось только начатком того торжества, которое нас с вами еще ожидает впереди. И это торжество, о котором говорится в книге Апокалипсиса. Когда свершится Страшный суд, когда те, кто заслужил помилование, будут помилованы, которые заслужили прощение, будут прощены, те, которые заслуживают оправдания, будут оправданы. И наоборот, те, которые заслуживают всяческого осуждения, будут осуждены.

И вот то самое торжество наконец-то воссиявшей правды, явленной много веков назад, явится и в последние времена. Потому что многие терпели, многие пытались сохранить свою веру. Может быть не тогда, не много веков назад. Может быть совсем недавно. За веру свою были гонимы. Придут такие времена, когда и еще будут гонимы. И вот они за свою веру, свое упование будут возвеличены Богом. Будут считаться алчущими и жаждущими, которые наконец-то насытятся правдой Божией.  Потому что это насыщение является великим благом для человеческой души. Это есть то самое, чего всегда желает душа. Насыщения учением, которое Христос принес в мир. Это учение заключается в одном – спасении души вместе с телом. Потому что мы с вами воскреснем теми же самыми людьми, которые здесь стоят. Этими глазами мы увидим Бога. И это действительно торжество. И этого торжества нужно конечно же сподобится. На самом деле все очень просто. Апостол Иаков поучает, что никакая вера не бывает живой, если она не подкреплена делами. Наши с вами отцы и матери подкрепили свое упование, свою веру делами. Если это было необходимо, они страдали за свое упование. Тоже самое предстоит и нам с вами. И нам с вами предстоит тоже страдать. Когда? Когда явятся какие-либо мучители, антихристы, которые будут причинять нам боль. Неважно. Но может быть и тогда, когда просто человек, который рядом с нами стоит, посмеется над нашей верой. Если мы с вами не потеряем своего мужества, не будем стыдиться Христа, не будем стыдиться исповедовать свою веру, вот это, собственно говоря, и будет нашим, пусть маленьким, но мученичеством. Потому что нужно действительно мужество, чтобы противостоять нашему современному безбожию. Тому, что весь мир сегодня ненавидит. Он не кричит, что он ненавидит Христа. Нет. Он всеми своими делами показывает, что Христос и этот мир – есть две абсолютные противоположности. А мы с вами в этом мире живем. И вот здесь требуется действительно подвиг. Ежедневный, терпеливый, настойчивый подвиг. И в этом подвиге да укрепит нас Христос Бог. Аминь.  

22.02.2010