Проповедь священника Георгия Малова
Великий Четверг
Накануне иудейской пасхи Спаситель собрал учеников в простой чисто убранной горнице для совместной трапезы, исполненной величия и печали. Простая пища, простое питье на столе — хлеб и красное виноградное вино. Тайной Вечерей Господней началась непрекращающаяся с той поры таинственная трапеза рода христианского — Божественная Евхаристия. Ветхозаветные люди насыщали тела свои земной пищей, а души их, лишенные общения с Богом, оставались вечно голодны. На духовную ущербность обрек себя падший род человеческий в безблагодатном мире. Силы и крепость для духовного роста и расцвета даровал обездоленным людям только Христос Искупитель, в Самом Себе заключающий Небесную Пищу, по слову Его: Я есмь хлеб жизни верующий в Меня не будет жаждать никогда. Первыми таинственного этого Хлеба вкусили Апостолы на Тайной Вечере. К Божественной трапезе следовало приступать в чистоте. Кто мог приготовить людей к этому великому Таинству, сделать необходимую грязную работу по очищению их душ?
Незадолго до Тайной Вечери Апостолы спорили о том, кому из них достанется лучшее место в будущем Царствии — и каким потрясающим уроком завершился их спор о первенстве. Сам Божественный Учитель — как младший, как слуга, как раб — взялся мыть ноги ученикам. Глубочайший смысл таился в этом деянии смиренного Сына Божия, ибо только Пречистый мог омыть людские души от первородной порчи. Первенство же в Небесном Царствии заключалось не в особых почестях, а в самоотверженном смиренном служении ближним. Соревнование в таком первенстве, в таком служении завещал Спаситель ученикам, сказав: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Всемогущий Господь, вочеловечившийся Сын Божий, стоял на коленях перед Апостолами, очищая грязь с их подошв. Милосердный Господь продолжает незримо омывать душевную скверну тех, кто стремится к Нему, — омовение ног Апостолам перед Тайной Вечерей прообразовало Таинство исповеди, подготавливающее верных к восприятию Страшных и Животворящих Тайн Христовых.
Как неохотно, словно отбывая тяжкую обязанность, обычно идем мы исповедоваться, а ведь это Сам кроткий Спаситель стоит перед нами, желая очистить наши души от скверны, чтобы приблизить нас к Себе. Исповедь — не унылая повинность христианина, а дарованное Богом счастье освобождения от греховных уз. Богочеловек Иисус Христос явился в мир не только послужить людям, сделать их чище, лучше — Он принес нам в дар Самого Себя, Пречистую Плоть и Святейшую Кровь Свою. На Тайной Вечери впервые прозвучали слова Господни, призывающие верных к вкушению этой Божественной Пищи. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Еще впереди была Крестная Жертва Голгофская, но в этот миг уже преломлялось на Кресте за наши грехи Тело Сына Человеческого, ради нас лилась Кровь Единого Безгрешного.
Превечный Бог неизмеримо выше наших представлений о прошлом и будущем: и так, в сгустке времени и вечности на Тайной Вечере заклан был Агнец Господень, хлеб и вино превратились в Плоть и Кровь Его. Как совершается Таинство Пресуществления, как земной хлеб и земное вино становятся Телом и Кровью Спасителя? Человеческий ум, этого понять не способен, но неподвластная даже и гениальному уму тайна легко и свободно открывается простоте веры. Кто свидетельствует нам о величайшем чуде Пресуществления? Не какие-то случайные люди, даже не пророки и Апостолы, нет — Сам Сын Божий ясно возвещает: сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя… Чему и кому мы сможем веровать, если не поверим Единому Безгрешному? Невиданно, чудесно, непостижимо? Так и должно быть. Таинства потому так и называются, что они есть тайны Божии. А Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы есть Таинство Таинств, тайна тайн. Нам остается только благоговеть перед Премудростью Божией, славословить Милосердие Создателя, вкушая дарованный Им таинственный Небесный Хлеб бессмертия. Может ли быть что трудное для Всемогущего Творца, Единым словом сотворившего миры видимый и невидимый, возжегшего мириады солнц, вдохнувшего в персть земную дыхание жизни?
Бесчисленное множество загадок остается для человечества в материальной природе, так не удивительно, что наш ум становится в тупик перед великими проявлениями Духа Божия. Спаситель не просто утоляет голод и жажду душ человеческих, питая нас Животворящими Тайнами, — достойных причастников Господь соединяет с Собой кровным родством, делает их христоносцами. То, что совершается на Божественной Литургии, — отнюдь не туманный «образ» или «символ», вовсе не «простой благочестивый обычай». Приносимая в наших храмах Бескровная жертва сопряжена со всей вещественностью Кровавой Жертвы Голгофской, только ради человеческой немощи Иисус Христос питает людей Телом Своим и Кровью Своею не явно, но под видом хлеба и вина. В церковном предании немало свидетельств о том, как для убеждения маловерных или устрашения неверных во Святой Чаше открывалось видимо для всех Окровавленное Тело Спасителя. «Когда приступаешь к Святой Чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра Христова», — говорит Святитель Иоанн Златоуст. Да, страшно причащаться Пречистого Тела и Святейшей Крови Христовых, но несравненно ужаснее не вкушать этого величайшего дара Господня, ибо избегающие причастия пренебрегают Самим Спасителем, Крестными Его муками, плодом которых явился этот дар. Отказ от причастия означает гибель человеческой души. Со страхом Божиим и верою следует приступать к Животворящим Тайнам Христовым. Горе тому, кто подходит к причастию с душой, не очищенной покаянием, в гордыне или лукавстве.
Порою ленивые и слабодушные люди, избегая причастия, пытаются лукаво оправдаться: «Я, мол, недостоин». Но в этом мире нет и не может быть человека, достойного вкусить Пречистое Тело и Святейшую Кровь Господа! Божественные Дары ниспосылаются нам даром, не за наши ничтожные заслуги, а по Благости Божней, и нам ли оскорблять Всевышнего Дародателя, отвергая предлагаемый Им для нашего же спасения Хлеб Жизни. По слову Святителя Иоанна Златоуста, «такое великое Таинство презирать и не употреблять может только человек, лишенный разума и чувств». Об избегающих Святой Чаши и недостойно причащающихся говорит святой апостол Павел: Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Да сподобит Господь и нас, недостойных, стать причастниками Святых Тайн Его не во осуждение, но во здравие души и тела и в жизнь Вечную. Приступим же со страхом и трепетом, со слезами покаяния и надеждою на прощение, сознавая всю греховность и все непотребство свое, к священному пиршеству веры христианской, воспевая с преподобным Иоанном Дамаскиным; «Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю; но Ты, Христе Боже, мытаря оправдивый, и хананею помиловавый, и разбойнику рая двери отверзый, отверзи ми утробы человеколюбия Твоего и приими мя...» Аминь.