Христос Воскресе! Архиерейское служение в Тельме 10.04.2010. Проповедь архиепископа Иркутского и ангарского Вадима

Христос Воскресе! Архиерейское служение в Тельме 10.04.2010. Проповедь архиепископа Иркутского и ангарского Вадима

 

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

 

Сегодня мы с вами провели очередную пасхальную седмицу нашей жизни. Сегодня мы с вами наслаждаемся этими небесными глаголами жизни вечной, которые наша Святая Церковь доносит до нашего благочестивого понимания. Сегодня мы с вами ликуем, прославляя воскресшего из мертвых Христа Живодавца. Прославляем Христа, и сердце наше наполняется  радостью, наполняется верой, надеждой и упованием.  

Сегодня, завершая эту пасхальную седмицу, мы вместе с радостью и скорбим, что эта неделя, к сожалению, закончилась. Прошла она на едином дыхании, на едином вдохе радости, восторга и света. Неделя была исполнена божественного присутствия, которое мы с вами реально в силу своей веры, своего духовного опыта, ощущали.

«Придите, - говорит святой Иоанн Златоуст, - в радость Господа своего постящиеся и непостящиеся. Трапеза готова, агнец заклан. Придите насладиться веселием, придите те, кто пришли в первый час, и те, кто пришел в одиннадцатый час. Приидите насладитесь веселием». Именно этому веселию мы с вами предавались в течение этой пасхальной недели. И как бы не трудна была наша жизнь, как бы не представлялась она нам как то, что именуют святые отцы юдолью плача. Вместе с тем, в эти дни сердце невольно наполняется радостью, вдохновением и светом и восторгом, потому что мы наполняемся той благодатью Божией, которая пребывает в обителях отца Небесного.

Эти дни радостны не только для нас, живущих здесь на земле, они радостны и вожделенны для тех, кто отошел в мир иной, ибо с каждым воскресением для них наступает облегчение их участи, о чем свидетельствует нам и Симеон Новый Богослов. Хотелось бы верить, что это частное богословское мнение было действительно таковым. Хотелось бы верить в это, потому что мы верим в милосердие Божие. Мы наполняемся верой в Его трехдневное Воскресение. Воскресенье для нас только одно, потому что мы, как говорит святой апостол Павел, начаток умерших бысть, перворожденный из мертвых. И как воскрес Христос, воскреснем и мы с вами. Это уверение Бога, что жизнь наша духовная, - она бесконечна. Она не имеет предела, и тому пример Воскресение из мертвых Христа Живодавца. 

Хотелось бы обратить внимание на повествования Евангелия, которые были обещаны еще пророками, которые наполнены Христом Спасителем. В этих повествованиях указано, что ему предстоит пострадать за род человеческий, умереть и в третий день воскреснуть.

Повествования святых апостолов, которые жизнь свою посвятили всецело проповеди о воскресшем Христе во исполнении истины торжества ее святого Евангелия, которое доносили до всего человечества. Неслучайно жизнь свою они многие кончали мученически. Разве есть у нас основания сомневаться, что можно проповедовать своей жизнью то, чего не существует, что не происходило в нашем мире. Вот и апостол Павел говорит, что если Христос не воскрес, то тщетна и проповедь наша, тщетна и вера наша. Поскольку они проповедовали, поскольку веровали, поскольку веру свою засвидетельствовали жизнью своей, мы верим в Воскресение Христа.

Мы верим в Воскресение, в силу духовного опыта святых отцов, мы верим в силу и нашего пусть небольшого личного духовного опыта,  что воскрес Христос Живодавец. Таким образом, открылся и для нас путь, ведущий в обители отца Небесного, то есть в райские обители, путь, которым нам надлежит следовать, путь, указанный нам святыми апостолами и, прежде всего, самим Христом Спасителем. Куда дорогу, врата открыл нам сам Христос Спаситель, пролив кровь свою на Кресте во имя наше, ради нашего спасения, ради избавления нашего от прегрешений, ради примирения нашего с Богом. И вот это примирение - Воскресение Христа совершилось.

И для нас это радостное событие, потому что нам понятно, что жизнь наша не конечна. И хотя мы видим, что повсюду смерть косит ряды человеческие, мы твердо верим, что это только успение, это только перехождение от одного состояния человеческого в иное, которое называется жизнью духа. И вот эта жизнь для нас является вожделенной. Для нас важно то, что мы наследуем по смерти своей. Пойдем ли мы туда, где место уготовано тем, кто отрекся от Христа, кто наследовал обители адские, где сам Христос говорит, плач и ужас, и скрежет зубов. И пойдем туда, где услышим глас Христа Спасителя: «Приидите благословенные и унаследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира, где нет ни печали, ни плача, но жизнь бесконечная. И вот для нас с вами сейчас и представляется такой выбор. И этот выбор освящен, прежде всего, верой, убеждением в воскресении Христа Живнодавца, и верой, что и мы воскреснем для жизни вечной. И это вселяет в нас радость, не может не вселять. И это вселяет в нас надежду, надежду на спасение, что мы милосердием Божиим, которого мы подчас и не заслуживаем, унаследуем обители Отца Небесного.

И тогда и для нас эта пасхальная радость не прекращается, этот отголосок, этот отблеск небесной славы Царства Божия, которой мы, прикоснувшись, не хотим лишаться.

Апостол Петр воскликнул, пребывая на горе преображения Фавор, хорошо нам здесь быти, Господи. И нам также можно воскликнуть: «Хорошо нам быть, Господи, с Тобою».

Так будем  же и мы с вами верными Богу. Так будем же мы исповедовать воскресшего Христа Живодавца. Да будет это Воскресение, просвещающее всякого человека, пребывающего здесь в мире, да будет эта вера в Воскресение той животворящей силой, которая поможет нам преодолеть все трудности земного пути, на пути ведущие ко спасению в обители Отца Небесного, где торжествует Воскресение, где есть Путь и Истина, и Жизнь, основой которой является воскресший Христос.

 

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

11.04.2010