Как часто мы с вами в толпе!
Проповедь протоиерея Геннадия Фаста на Крестовоздвижение, произнесённая на литургии 27 сентября 2010 г. в Знаменском кафедральном соборе г. Иркутска.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня перед нашим взором Древо Крестное и на нём распят наш Господь Иисус… Господи, Иисусе, Ты пришёл в этот мир, Ты очень любил нас. Господи, Иисусе, как случилось, что сегодня Ты на Кресте?! Почему Ты не на царском престоле, почему Тебя не окружают Твои ученики – Апостолы? Господи, Иисусе, где все любящие Тебя, где исцелённые Тобою?..
Господи, почему Ты сегодня на Кресте?
Почему большинство из нас может бойко, как ученик воскресной школы, ответить: Иуда предал, то случилось, другое, третье… Всю Историю можем рассказать. Можно сказать больше: это Небесный Отец отдал Сына. Своего…
Да, и все правы. И все-таки мы с вами люди и будем сейчас размышлять по-человечески.
Как же случилось, что Он на Кресте? Кто виноват? Кто руку приложил? – Духовенство, власть и народ… Каждый из нас – или первое, или второе, или третье! И первые, и вторые, и третьи руку приложили. Это – священство, это власти и народ сделали так, что сегодня наш Господь на Кресте! А ведь каждый из нас находит себя в одной из этих трёх групп людей. Как же случилось что люди, как же случилось, что мы с вами возвели Его на Крест?!
Духовенство. Об этом говорить особенно тяжело. И я имею честь принадлежать к духовенству. И поэтому как-то страшно! И разве может такое быть, чтобы архиереи и священники возвели Господа на Крест? А было именно так! И как не тяжело и даже стыдно самому принадлежать к этому сословию, об этом говорить, а было именно так!
Когда Пилат вывел Подсудимого в терновом венце, в багрянице и с посохом к людям, то первые, чьи нервы не выдержали, кого вообще-то никто не спрашивал, а они вдруг закричали, – это были архиереи и священники.
«Распни Его!» – так кричали они. Почему? Причина была: «Он делает Себя Сыном Божиим». И правда, как-то не к лицу, если бы священники начали укорять Его, предположим, в воровстве, в политике или ещё в чём-то. Это вроде, как дело не священническое. Здесь надо уличить в каком-то религиозном заблуждении. «Он делает Себя Сыном Божиим!» Если уж на то пошло, кем же ещё он должен Себя «делать»! Разве священники все до единого наизусть не знали того псалма: «Сын Мой се Ты от днесь родихся», т.е. «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;» (Пс., 2:7).
Кем ещё Он должен Себя делать? Но это звучало, как якобы Иисус из Назарета очень дерзкий, и Возложил на Себя достоинство Ему не принадлежащее. И обвинение духовенства в таком лучае выглядело богомысленно, правоверно.
А что было настоящей причиной? Ведь тот, кто вывел Иисуса, опытный человек, как говорят битый уже в этой жизни, не проведёшь! Он слышал, как кричат эти архиереи, священники - «Он делает Себя Сыном Божиим!» А ясно дело: да их это меньше всего волнует! Не это, не некое мнимое религиозное заблуждение. Не это тревожило их. А что? А из зависти предали Его! Из зависти.
Всего-то лишь – они завидовали, они видели, что ещё чуть-чуть и вообще весь народ пойдёт за Ним. Не за ними. Не за первосвященником в священных древних и красивейших облачениях в храме великом. А за Этим странным Проповедником из Назарета. ЗАВИСТЬ. И всего лишь. Всё банально просто…
Ну скажите, где когда-то кто был осуждён, а в осудительном приговоре было написано: мы судьи завидуем ему и поэтому мы его осуждаем? Такой случай от Сотворения Мира ещё не был. Не случился он и в тот раз. И приговор звучал, конечно, не «мы … завидуем Ему». Они не глупы же были.
Нашли «ересь», нашли некое «заблуждение», нашли некое духовное самозванство и за ради этого приговорили Его. И первые, - не власть и не народ, - а именно они, кто должен был бы первый Его признать, они первые кричали: «Распни Его!»
Дорогие мои, наша зависть ведёт Господа на Крест! Может кто-то облегчённо вздохнёт: «Да если б даже и захотел, не смогу, ведь Господь уже распят, Он не здесь, я не причастен…» О-о нет! «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» - говорит Иисус.
(Матф. 25:45.) И каждый раз, когда мы с вами кому-то позавидовали: чья честь и слава, вдруг превзошла нашу, и мы коварно нашли благовидный предлог, убрать его с дороги, - это мы тогда с вами к тем священникам, к Каиафе, Анне, другим присоединились, и возвели Господа на Крест и распяли.
Народ. Говорят: «глас народа – глас Божий!». Но в то Пятничное утро, когда Иисус был выведен к народу, и по сложившемуся обычаю начальство отпускало одного из узников, (а на этот раз начальству уж очень хотелось, чтобы этим узником был Иисус), но был там ещё один – бандит, разбойник Варавва. «Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник» (Иоан.18:40). Народ кричал «Варавву!». «Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее акричали: распни Его.(Марк.15:12-15)!»
О-о не всегда: «глас народа – глас Божий»! А мы с вами народ. Мы с вами стоим в толпе. Почему? Почему тогда эти люди неистово требовали Его распятия? Что Он им сделал плохого? Плохого ничего. А вот наверняка кто-то из них мог бы сказать: «Да ведь это Он же меня исцелил!». Как-то не ловко, стыдно, не удобно было кричать «Распни Его!». Ещё не забылось же, что Он меня на ноги поставил, Он мне зрение вернул, Он же меня исцелил! А кто-то может быть вспоминал, как однажды долго слушая прекрасную Его проповедь, всех проголодавшихся Он же ещё и накормил. Как требовать Его распять? Но те самые священники, они научили людей, что надо говорить сегодня. Когда вас исцеляли, когда вас кормили – это было тогда! Он повинен в смерти! И толпа поддалась общему этому настроению, и волной прокатилось над головами людей: «Распни Его!»
Народ, слово, которое вроде бы так возвышенно звучит, - страшное иногда! А чтобы понять слова, то ближе – толпа. И как часто мы с вами в толпе!
Толпой управляют. Толпой, как сейчас говорят, манипулируют! Люди, причём думают, что они что-то решают, кого-то избирают, кого-то не избирают…
Они думают, что приняли какую-то Конституцию или что-то подобное. Люди мнят себя вершителями своих собственных судеб… А на самом деле – всего лишь толпа!
И было уже сказано, что надо сказать. И что надо сказано, - то и сказано было: «Распни Его!»… Как часто, как часто люди, попадая в толпу, поддаются этому общему настроению. Страшное дело! Это бывает ещё в раннем детстве, вот такие мальчики и девочки оказываются в компании, они знают, что курить нельзя, но все мальчишки закурили, я что, мне что слабо и тоже акурил… И не хотел ведь. Все маты, ой мама ведь не разрешает, но как, ведь все же! И самому стыдно же. Ай, зажмурился, - и вякнул… И первый раз слетело с языка. Вот оно уже – детская толпа. Какая она бывает жестокая, какая скверная! А потом она растёт, и скверна вместе с этим…
И как часто мы с вами в толпе. Как часто мы подписываем общие письма, где гневно выражаем своё несогласие, или наоборот своё одобрение. На самом деле мы оказываемся вот в этих волнах настроения. Страшно оказаться в толпе! Но а как, не выйдешь, из народа, не выйти. Но никогда не забывай, не поддавайся! НЕ ПОДДАВАЙСЯ ОБЩЕМУ НАСТРОЕНИЮ! Как только ты поддался общему настроению – и уже Иисус на Кресте!
Но я же этого не хотел! Потом будет стыдно, потом будет противно вспоминать, потом будем делать вид, что это не мы, да это все были тогда такие… Все, ни все, но я то – это я! Я был со всеми, и я со всеми кричал, что Бога нет, и я со всеми был, положим, в пионерах и т.д. А
получается, что со всеми кричал «Распни Его!»… Таков эффект толпы.
И последняя - Власть. Власть, отделённая от народа, возведённая над всеми. Что ей мнение народа? Или мнение первосвященников, замысел которых, похоже, её представителем был сразу разоблачён. Почему Власть не вступилась за Иисуса? Ведь пороками первых двух групп священников – завистью и эффектом толпы она охвачена не была! И даже Власть желала отпустить Иисуса! (Лук.23:20) Так почему же Власть не освободила Иисуса Христа, когда ничего достойного смерти не нашла в Нем? (Лук.23:22). Так случилось, что представителем наивысшей власти тогда в Иерусалиме, да и во всей Иудеи был Римский прокуратор Понтий Пилат. При всём том, что это был великий прокуратор, по нашему времени его можно соотнести с уполномоченным представителем президента. Он был представителем римского императора здесь, ему была подчинена вся армия и вся иудейская полиция, ему было подчинено всё, кроме одного – он был МАЛОДУШЕН! Да он был могущественен, вроде бы ему было подвластно всё, он был мощным, сильным, он подчинял себе всё, кроме малодушия.
Ему говорят, «ты хочешь освободить Иисуса, ну так давай! Только потом не удержишься ты на своём месте прокуратора, мы донесем на тебя в Рим, где ты предстанешь перед императором в нелицеприятном виде…» И хоть терпеть не могли иудейские священники римскую власть, а уж на этот раз и сойдет.
Можно проглотить, не побрезговать, сделать вид, что хотят послужить Риму. Если власть поддержит приговор. И Пилат не глуп, понимает, что если он сейчас не подпишет смертный Приговор, - то уже завтра посланец на всех парах понесётся в Рим с депешей, с доносом, что у Прокуратора что-то не то. Что он де власть царя не блюдёт. Такого вот самозваного де царька
отпустил! И вот борется в Пилате совесть, которая хочет Господа отпустить и малодушие. Как? Что будет потом, ведь карьера может пропасть…
А когда он надеялся на обычай и на народ, который по всем понятиям должен был выбрать праведника, и получил диаметрально противоположный результат, то тут Власть, как это не странно, отказалась проявить свою силу, испугавшись мнимых последствий и угроз, сделав т.о. моральный выбор. И хотя казалось, что уже сделано было всё, и не исправить ситуацию никак, на самом деле это было малодушие, которое привело к трагедии, и спасти самого судью не могло. И это его малодушие заставило его подписать приговор, а публичное омовение рук никак оправдать не могло.
Казалось, что ещё можно сделать? И нам часто кажется, делая моральный выбор, что ещё можно сделать в той или иной ситуации. Иногда мы наше малодушие чуть ли не за смирение выдаём, а на самом деле - малодушничаем.
Вот я такой, а не такой, а глубже правде посмотреть в глаза не хотим. И малодушие начинает казаться смирением, но ведь это малодушие, которое привело Господа на Крест!
Сегодня мы подойдём ко Святому Кресту! И когда будем подходить ко Святому Древу Христову, давайте призадумаемся над тем, не являемся ли мы с вами причиной страданий Господа на этом Самом Кресте! Не наша ли зависть, испытываемая к ближнему, сегодня по какой-либо причине, причисляет нас к тем, кто Его распял. Потому что однажды так уже было, что по причине зависти Господь оказался на Кресте. Однажды, поддавшись этому греху, ты не сможешь противодействовать греху… Однажды, поддавшись зависти, согрешишь. Однажды малодушие твоё приведет Иисуса на Крест.
Однажды ты сам не заметишь, что совершишь, как это сделали те священнослужители, которые в том числе должны были хранить чистоту веры, из зависти сами отступили от нее и распяли Христа. Поэтому будем трезвы.
Когда мы попадаем под общее мнение, и малодушие тут как тут.
Поэтому, вспомним, как в нашей жизни мы поступали с ближними - по греху, на себя взяли всю тяжесть его. Это мы, это мы своими руками, а ни чужими позволили распять нашего Господа. Сегодня, подходя ко Кресту, покаемся, попросим прощение. Вспомним, когда мы все в первой, во второй или третьей группе… тех людей, из-за которых пострадал Господь Иисус Христос!
Вспомним, почему Ты здесь, на Кресте, Господи?!
Господи, Иисусе, Ты на Кресте, потому что я был с теми, кто завидовал Тебе и кого поглотила зависть!
Господи, Иисусе, Ты на Кресте, потому что я был в толпе и не смог делать иначе!
Господи, Иисусе, Ты на Кресте, и прости меня, потому что я смалодушничал!
Аминь.
Подготовил Ростислав Румянцев