Проповедь о Рождестве протоиерея Владимира Килина

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

 

Сегодня, в этот радостный день Рождества Христова, вновь и вновь я приветствую вас с радостию спасительного праздника. Ныне неделя по Христовом Рождестве святая Церковь продолжает славить великое Боговоплощение. Прославляет Церковь сегодня сродников по плоти Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Ныне память святого царя Давида, Иосифа Обручника, нареченного отца Богомладенца и брата Господня апостола Иакова, первого Патриарха Иерусалимского. Светлый праздник Рождества настолько этой радостью пронизан.

Его новизна, его отличие от всего существующего в мире скрывается в лучах этой радости. А ведь праздник Рождества, братья и сестры, не только праздник полноты божественной радости, но и праздник восстановления полноты человечества.

Рождение Христа, рождество по плоти Господа и Бога Спасителя, есть воссоздание, возрождение целостности, полноты и величия человеческого предзнаменования.

Человеку от Бога промыслом Его многомудрым даровано было высшее наслаждение сопредстоять перед Ним.

Падение, отпадение от Бога через грех, отдалили человека не только от Бога, но и от себя. Человек управлен в человечестве. То подлинное, что есть в нем, - это очень важно понимать сегодня, - в обыденном обиходе чуть ли не антоним, противостояние друг другу – вот то божественное, а это человеческое.

Но не так искони, не так от начала мира. Господь благоволил любовью своей, премудростью, словом единородного Сына Своего всякое благо сотворить. И человек есть вершина этого творения. Вершина полноты божественной любви. Все, что мы сегодня в мире называем только человеческим, не есть только человеческое. Как рана, нанесенная живому телу, омертвляет вокруг себя часть тела, ткани. Так и грех умертвляет, то к чему прикасается. Но это не значит, что омертвленное есть только человеческое. Мертвое и есть мертвое. Написано, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, не смерти, но жизни.

Богомудрое Христово Рождество для нас с вами есть рождение человека таким, каков он есть. В яслях вифлеемских возлежит беспомощный младенец, как всякий младенец земной, нуждающийся в тепле, согреваемый любовью матери, оберегаемый заботами пронареченного отца своего. Много треволнений, опасностей ожидает младенца. Но это уже есть семя полноты человечества. Этот сегодня лежащий в яслях младенец, будто бы беспомощный есть подлинная любовь и подлинная власть, и настоящая сила. Ибо власть, величие и сила не в превосходстве, а в служении. Не в покорении, а в жертве.

Дары, лежащие у яслей сегодня, как будто бы человеческие. Ладан, злато, смирна. Как царю, как священнику, как к жертве, принесены они. Но все это принесено не только Единому, единственному, уникальному Богочеловеку Иисусу Христу, но и всему полному совершенному человечеству, в меру которого мы призваны родиться. Всякий из нас есть то или иное отражение полноты божественной. Кому-то больше в своей жизни удается стяжать дарований, одаренных талантом, разумом, силой, красотой. Кому-то трудами, терпением, усилиями удается стяжать то, что является залогом спасения. Любовь к людям. Умение послужить, созидать, оставить после себя добрый след. Кому-то Господь дарует трудный путь испытаний, жертвенности, когда служение миру, жертва человечеству проявляется в терпении, принесении немощи своей ближнему. Но все и вся в целом есть уподобление Христу.

Мы с вами имеем великую святую радость. Сегодня мы этой радостью собраны. Тело и кровь Христовы становятся нашим телом и кровью. Мы не умозрительно, а подлинно соединяемся с тем, кто уже человек. И в этом смысле каждый из нас уже отчасти Христос. Призван быть Им. Воплощающий себя в нем. Это в наших сердцах, как в яслях вифлеемских, беспомощный без нашей заботы, слабый без нашей любви, в опасности без нашей защиты, живет Христос. Радость и свет этого праздника есть радость и свет человеческой любви. Полной настоящей человеческой, призывающей нас уподобиться Христу не как Богу. Не способны мы к божественным дарованиям: всезнанию, всеведению, всемогуществу. Но призваны родиться в полноту человечества. Стать в полноте человеком. Как ныне рождающийся младенец вполне во всем человек. Мы говорим, что Христос был во всем человек кроме греха. И это правда и это не правда. Потому что грех не есть человечество. Грех не есть природное нам, прирожденное нам.

Первородный грех это наследие все-таки человеческого выбора, сделанного однажды, отраженного на весь мир до скончания века. Но это не есть часть нашей природы. Он победим. Он изживаем. Это смертельная болезнь милостью Божией врачуется. Но требуется для этого человеческое усилие. Усилие человеческого терпения. Твердость человеческой надежды. Сила и плод человеческой любви. Которая напоминает нам любовь божественную. Ныне, сорадуясь Христу, вспоминая Его земных, призваны послужить его воплощению в мир, Иосифа, царя Давида, свою меру испытаний, святости вместивших, апостола Иакова, послужившего проповеди Божией. Все-таки мы будем славить еще и то, что Господь примет всех нас, своих детей через человечество, доступное каждому из нас.

Мы разный опыт житейский имеем. Мы разное поприще проходим в жизни. Мы к разному призваны служению. Но мы едины. В том младенчестве, в том человечестве, в том божестве, которое - Христос. Да спасет Господь Его любовию всех и вся.

Аминь.

09.01.2011