Проповедь диакона Игоря Зырянова в день празднования памяти всех святых новомучеников и исповедников Российских

Проповедь диакона Игоря Зырянова в день празднования памяти всех святых новомучеников и исповедников Российских

 

Сегодня мы празднуем Собор святых новомучеников и исповедников Российских. Этот день, как и всякий праздничный день, отмечен красным в календаре, но сегодня он действительно красный от той крови, пролитой богоборствующей властью. Страшно даже представить, какие мучения перенесли епископы, священники и миряне. И ведь это было совсем недавно.

Прославлено в лике святых исповедников на 1 января 2011 года 1774 святых. Не всех убитых прославляют в лике святых. Работает комиссия, которая расследует дело каждого, находя доказательство его исповедничества.

Их хватали днем и ночью, увозили на машинах. Их разделяли со своими детьми и семьями. Держали в тюрьмах. Издевались и унижали. Били. Отправляли в лагеря. И убивали. Но они не отреклись от Христа. Не отреклись от веры православной. Они на самом деле возлюбили Бога больше своей жизни. Их приводили на край могилы, их стреляли, кололи штыками, а они одно знали – крестились да молились и говорили, как Сам Христос: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят»

Эти люди отвергли себя, взяли крест свой и пошли за Христом до конца.

Конечно, эти подвиги подвигают нас на вопрос: а я был бы исповедником или предателем?

Если представить себя на их месте. Выдержит ли наша вера такое испытание? Сможем ли мы исповедовать Христа даже до смерти? Мне два раза в жизни ставили ствол оружия в лицо, и, скажу вам, - это сильный аргумент.

Христос однажды сказал притчу о двух людях, которые построили себе дома. И начался ураган, и у одного дом разрушился, а другой устоял. Потому что один построил на камне, а другой на песке.

Я вот представлял как это страшно: живешь спокойной жизнью, работаешь, молишься, любишь свою семью, и вдруг однажды приезжают и забирают тебя. Неожиданно, и ты больше никогда на этой земле не увидишь свою любимую жену, своих замечательных деток, и все что ждет тебя - так это только побои и унижение. Профессиональное психологическое давление. Какой шторм в твою жизнь, какое землетрясение и ураган! И ведь многие отреклись от Христа, у многих сотен и тысяч дом был разрушен. Но у исповедников он устоял, не смотря ни на что.

А как с нашими домами? На каком основании мы их строим.  Некоторые из нас приходят к Богу, но приходят в храм лишь из-за нужды. Муж пьет, все перепробовала, вот пойду помолюсь еще, может поможет. У нас в селе Баяндай люди, когда у них случиться какая-то большая проблема, идут сразу во все стороны - и к шаману и в дацан к ламам записки подадут и в православный храм тоже прибегут! Многие люди приходят только для того, чтобы решить свою проблему, а когда проблема уходит, - люди тоже уходят.  Это хорошо, что люди хотя бы в своих бедах к Богу прибегают. Но такая беготня добрый камень в основание дома не положит, но только песок.

Когда же мы приходим в храм ради Самого Бога, чтобы быть с Ним. Как сказал один священник: «когда мы даже не спасения ищем и жаждем, а ищем и жаждем быть со Христом.» Тогда мы начинаем строить именно на камне.

Святые мученики исповедовали Христа своей смертью, и ничего за это даже не помышляли.

Будущее, как факт бытия всегда отсутствует. Будущего нет. А раз нет, то и гадать о наших возможностях в будущем бессмысленно. Мы не ответим точно на вопрос, поступили бы мы так же как исповедники или нет. Но будущее куётся сегодня, и, если посмотреть на  свою жизнь без прикрас, то мы способны увидеть - исповедуем ли мы Христа в нашей жизни сейчас, так как это в наших силах - на работе, дома, с друзьями, в школе, институте. 

Все знают, что перед едой христианин молится или по крайней мере крестится. Мы приходим в кафе, как много людей крестится перед едой? А мы сами крестимся? Можно возразить, что мол не хочу показаться супердуховным. Зачем это лицемерие? Но это просто отговорка, ведь мы и не актеры, мы благодарим Бога за то, что Он дает нам пищу на всякое время. И это наше право, но вместе с тем и наш долг перед Христом распятым за нас на кресте. Но мы не делаем этого, потому что малодушествуем - стыдимся.

А если в нашем присутствии говорят о каких-то богохульных вещах, про тот же год кролика, или смешивают в одну кучу и православные понятия и оккультные, осмелимся ли мы открыть свои уста и сказать что-то? Чаще мы стыдимся или боимся. Вот нам и основание для того, что бы сделать предположение о наших исповеднических  потенциях в будущем.

 Христианин должен всегда занимать активную — именно христианскую жизненную позицию.

Святые исповедники не стали говорить, да в мы душе в Бога веровать будем, а реальной жизни будем поступать и жить как все.

Наш Спаситель Христос сказал: «Кто постыдиться Меня и Моих слов, того и Сын Человеческий постыдиться, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лук.9:26)

Можно конечно сказать, я не достоин что-то говорить. Конечно, мы недостойны. Но Святой Иоанн Лествичник пишет: «есть два рода людей одни истину знают и ее провозглашают, но не полностью творят. Другие ее творят по слову их. Поэтому есть надежда у тех, кто говорил про истину, в том, что на страшном суде те, кто творил её, станут перед Богом в их защиту и скажут: «Если бы он не сказал, я бы не знал и не сотворил». Именно потому надо говорить о Боге всегда!

Наша стыд основывается на гордости и тщеславии, на маловерии. На нашем самомнении. И нам крайне необходимо отвергать себя, отвергать гордость и тщеславие и учиться в свете Святого Евангелия, укрепляя в себе веру.

Сегодня мы слышали слова Евангелия о двух людях зашедших в храм помолиться. Один всеми уважаемый фарисей, а другой всеми презираемый мытарь. В молитве фарисея мы видим, что он благодарит Бога, так как Бог источник всего. Он благодарит и говорит что он не таков как грабители, обидчики, прелюбодеи, и мытари, что он дает десятину, и постится два раза в неделю, наверное в среду и пятницу.

Сегодня мы может быть сказали, что это прекрасный христианин. Ведь дела его говорят за него сами. Но было что-то в его молитве не так, и это не так называется гордостью, самовозвеличиванием, тщеславием. Только представьте то, что он никого не грабил, не обманывал, жил честно, не прелюбодействовал, постился, молился и щедро жертвовал - было перечеркнуто с  гордостью и тщеславием. Я уже достиг чего-то – страшная обманчивая мысль в нашей голове и начало медленного умирания веры в нашем сердце, ведь нам не к чему более стремиться, мы совершенны, мы святы, нам всё можно. А раз всё можно, то тут и приходит на человека всякая пагуба ввергающая его в смертные грехи, и тут человек готов поставить себя выше Бога и даже распять его ради своего неправедного мнения.

А мытарь сокрушился в своем сердце в прах, «и стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешному!»

Возможно мытарь и был грешником, но он к счастью своему и к радости Бога понимал своё состояние и потому просил Бога о помощи и снисхождении, о укреплении в вере и более не о чём, а потому дом его души построился на крепком камне Христе Иисусе, и этот мытарь именно так начал свой путь исповедничества. Так же его должны начинать и мы и тогда вопрос о том — сможем ли мы повторить подвиг древних святых или не сможем, стоять не будет. Мы обязательно им уподобимся в сложную минуту и тоже сможем прославить Бога и в словах и в делах и собственной кровью.

Господь, молитвами пресвятой Богородицы и всех новомучеников и исповедников Российских, память которых мы все сегодня благочестно совершаем, да поможет нам сокрушаясь о своих грехах, исповедовать Христа всегда и везде - тогда когда это нужно, как и святой апостол Петр написал: “..будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании (вере) дать ответ с кротостью и благоговением.” (1 Петр.3: 15). Бога, дорогие братья и сёстры надо исповедовать всегда и по разному, а не только в Храме крестясь и кланяясь в сторону святого алтаря. И только при таком подходе мы приучим свою природу к исповедничеству, и оно нам будет в радость, не смотря на страх смерти, боль и страдания. Аминь!

13.02.2011