Проповедь в день празднования Торжества Православия иерея Игоря Зырянова

Проповедь иерея Игоря Зырянова в день празднования Торжества Православия

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, в первое воскресенье Великого поста, мы празднуем Торжество Православия!

Очень красивое и многозначащее название. Как хотелось бы, чтобы в нашей жизни по-настоящему наступило торжество Православия! В наших семьях, в наших делах, в наших отношениях с родителями и супругами, в нашей молитвенной жизни и борьбе со страстями как хотелось бы, чтобы было торжество православия.

Празднование Торжества Православия было установлено в честь окончательной победы над иконоборчеством в 843 году.

Хотя иконоборчество было осуждено на 7 Никейском вселенском соборе в 787 году.

Само иконоборчество было побеждено еще через полвека. Но, не смотря на это, мы и сегодня слышим иконоборческие упреки Православию то от тех, то от других групп людей.

Претензия первая - историческая.

Мол, исторически иконы появились только в 7-8 веках, в Ветхом Завете их вообще не было.

Это не так. Исторически мы видим что иконы были используемы Церковью прямо с апостольских времен. Самые древние, найденные археологами священные изображения в христианской Церкви относятся к 1 веку. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 году по Рождеству Xристову, то есть еще в апостольское время. При археологических раскопках в этом городе были обнаружены молитвенные помещения христиан, где имелись настенные изображения, в том числе и изображение Креста.

Священные изображения использовались и Ветхом Завете, Например, Моисей по непосредственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во Святая Святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом Завета, который тоже находился в Святая Святых храма, также по непосредственному указанию Божию были сделаны изображения двух херувимов: "там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх. 25, 22).

Претензия вторая – почитание или идолопоклонство.

Мол, вы заменили иконами Бога и покланяетесь им как Богу. Это не так.

В каком смысле мы говорим о поклонении иконам, об их почитании, и можно ли это квалифицировать как идолопоклонство? Прежде всего, нужно дать определение того, что такое идолопоклонство. Наиболее глубокое определение, дает апостол Павел: "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца..." (Рим. 1, 25). Исходя из этого определения, никак нельзя иконопочитание приравнять к идолопоклонству. Во-первых, иконопочитание не есть почитание кого-то или чего-то вместо Творца", так как почитание угодников Божиих и их изображений в Церкви всегда совершается в Боге.

Если бы иконоборцы были последовательными, то они должны были бы объявить язычником, например, пророка Исаию, который говорит: "...и на закон Его будут уповать ..." (Ис. 42, 4) и, таким образом, объектом упования объявляет не Бога, а бездушный закон. И тем более царь Давид, который говорит: "...поклонюсь святому храму Твоему..." (Пс. о, 8), т. е. поклоняется не Самому Богу, а храму. Или "Как люблю я закон Твой!" (Пс. 118, 97), т. е., согласно Давиду, предметом религиозной любви может быть не только Сам Бог, но и все, что связано с Ним и напоминает о Нем. Несомненно, что предметом почитания и поклонения может быть и человек, - высшее творение, созданное по образу и подобию Божию. В Ветхом Завете мы имеем целый ряд примеров поклонения людей друг другу. Например, царь Давид поклонился своим гостям (3 Цар. 1, 47); Авраам кланялся хеттеянам (Быт. 23, 12); "...Братья... поклонились ему (Иосифу) лицем до земли".

Во-вторых, это не служение, потому что православное богословие и практика иконопочитания строго различают поклонение как всецелое служение (latreia), которое подобает только одному Богу, и поклонение как воздаяние чести (timetike proskynesis), что буквально можно перевести как "почитательное поклонение", которое допустимо по отношению ко всему, что достойно уважения и почитания, и не только по отношению к иконам, но и к мощам, реликвиям, святым угодникам, ангелам.

Против тех, кто не умеет отличать священное изображение от идолов, можно обратить слова ап. Павла: "...как же ты, ...гнушаясь идолов, святотатствуешь?" (Рим. 2, 21-22).

Но зачастую современные люди, которые протестуют против икон, не знают претензию третью и главную – богословскую.

Главная же суть иконоборчества, как и многих ересей, таких как арианство, несторианство или монофизитство это разделение двух природ Христа, Божественной и человеческой. Еретики то разделяли эти природы, то называли их соединение «мнимым», то одна природа поглощала другую. Все это имеет очень большое значение. Так как плодом Боговоплощения Христа стало обожение и спасение людей.

Суть Православия состоит в том, что Бог стал человеком, чтобы, через принятие падшего человеческого естества, спасти его от власти греха и привести к обожению.

Ради этого произошло подлинное, не мнимое, не частичное, соединение полноты Божественного естества с полнотой человеческого естества в ипостаси Сына Божия, во Христе Иисусе. То есть Христос - 100 % Бог и 100 % человек.

Поэтому ереси и старались исказить этот смысл. А мы знаем по известному богословскому принципу, что из человеческого естества осталось не воспринятым божественным естеством, то осталось неуврачеванным от греха. Христос восприял все человеческие слабости и недуги, и голод и жажду и болезни и проклятия, дабы уврачевать их, дабы мы люди, живущие 2000 лет от Воскресения нашего Господа, могли получить надежду и будущность.

Диавол ненавидит Бога и людей и стремится, чтобы плоды соединения двух природ во Христе, а именно спасение и обожение, остались для нас недостижимыми. То же самое стремление разорвать соединение божественного и человеческого естества во Христе двигало иконоборцами. Подлинность человечества Христа и реальность соединения в Нем Божественного и человеческого естества как раз и позволяют нам изображать Его на иконах. Он, истинный неизобразимый Бог, стал "изобразим", по выражению Святых Отцов, в силу того, что стал подлинным человеком.

Таким образом, иконы это не просто изображение, а богословие нашего с вами спасения и обожения.

VII Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: "Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения Честнаго Животворящаго Креста. Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному".

К этому следует добавить, что это общение посредством икон осуществляется и в обратном направлении; не только мы обращаемся к Богу посредством икон, но и Он нам посредством икон отвечает. Через иконы подаются благодатные дары, в том числе и явным образом — через мироточения, чудесные обновления икон, чудесные исцеления. То же самое справедливо и по отношению к иконам Божией Матери и святых.

Как замечательно, что Господь дал нам такой путь, такое окно в мир горний как иконы, и как жалко, что часто люди относятся к иконам как к магии, подшивают их на счастье, в одежду, еще что-то подобное. Но гораздо лучше изучать жизни святых, которым мы молимся, стараться извлечь для себя уроки, и, молясь, помнить, что Господь воспринял человеческое естество, чтобы нас спасти. Это и есть Торжество Православия.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», – сказал Он».

Аминь.

13.03.2011