Проповедь архиепископа Вадима в праздник Благовещения в г.Саянске
Днесь спасения нашего главизно. Сегодня этими словами святая Церковь как никогда точно, как никогда глубоко и как никогда радостно провозглашает нам, что является основой нашего спасения. Какой именно день? Днесь, сегодня, спасения нашего главизно. Ибо в этот день было Благовещение, когда архангел Гавриил преблагословенной Деве Богородице поведал о том, что она родит сына – Мессию, которого ожидало все ветхозаветное человечество, пришествие в плоть Христа Спасителя. Ожидало с большим нетерпением, ожидало скорбно, ожидало кроваво, ожидало трагически, ожидало с тем чувством, что никакого другого события, которое бы случилось в их жизни, не имела такого значения.
Происходило это потому, что наши прародители и все ветхозаветное человечество грешили первородным грехом. Первородный грех – это отнюдь не то, что вызывает сальные улыбочки у некоторых невежд, людей, не ведающих ни библейской истории, ни человеческой истории как таковой. Первородный грех явился прежде всего не в некоторых сексуальных или плотских похотях. Первородный грех явился в непослушании воле Отца Небесного.
Человек был создан не для печали, не для смерти, не для скорби, наследником которой мы все с вами являемся. Отнюдь не для этого создал нас Господь. Господь нас создал по благости милосердию и любви к нам настолько совершенными, что мы являемся богоподобными, по образу и подобию Божию. А значит, и наделены многими свойствами, которыми не наделены многие твари, многие создания, потому что человек располагает бессмертной душой. Потому что человек бессмертен по существу своему, если умирает здесь его тело. Потому что располагает свободой выбора, с альтернативой пойти по пути добра или зла. Этот выбор, альтернатива стояла и перед нашими прародителями. Адам и Ева наслаждались обителями райскими. Наслаждались потому что все им служило. Больше всего доставляло им наслаждение общение с самим Богом. Именно это и было вершиной блаженства. Самым радостным и самым важным событием. С тех пор мы слышим от всех праздников, что самым радостным для человека является общение с Богом. Преподобный Серафим Саровский просто говорил о том, что является целью человеческой жизни. Стяжание Духа Святого.
И вот когда человеку в райских обителях было позволено все. И только одна заповедь существовала: не вкушать от дерева, стоявшего посреди рая, плодов этого дерева, а все остальное было позволено. И все служило человеку. И как это ни странно, как говорит нам об этом святитель Иоанн Златоуст, и животный мир того времени был иной. Он не был хищническим. Он не был тем, который впоследствии являл поглощение одного другими. Он был совершенно иного плана. И все это служило человеку. Услаждало, веселило и радовало его.
И вот тогда именно произошло грехопадение. Прародители не устояли, и по внушению дьявольскому съели от запретного плода. И все стало совершенно другое. В жизнь человеческую вошла смерть. Если раньше человек был и плотски бессмертным, то сейчас вместе с болезнями, вместе со страданиями, со скорбями, явилось и другое следствие сама смерть.
И не случайно об этом говорит апостол Павел, что грехом наших прародителей вошла в мир смерть. Это тало уделом не только прародителей, но и всех последующих поколений. И вот человечество в лице наших прародителей не устояло против одной заповеди, тем самым не послушало воли Отца Небесного, и было выдворено из рая, и удел его стал весьма печален.
В болезнях приходилось рождать, в поте добывать хлеб, в страданиях проходила жизнь человека. Мы знаем из библейской истории, что и чадах явилась сама смерть, попущено братоубийство и последующие грехи. Непослушанием воли Отца Небесного вошла в мир смерть. Грех сегодня поражает и ныне человечество. И человечество автоматически до пришествия Христова автоматически становилось наследниками ада, наследниками мучений, наследниками того состояния, которое вызывало у них отчаяние. Но Он изрек им и надежду, придет Спаситель, что семя жены сотрет главу змию. Им был Мессия, Христос Спаситель. Потому ветхозаветное человечество с таким нетерпением ожидало пришествия Мессии. Вот потому таким радостным событием была весть, что наконец Преблагословенная Богородица, будучи девой, зачала от Духа Святого. И ей надлежало по обетованию архангела Гавриила родить сына, который спасет людей, Помазанника Божия, Спасителя мира, который спасет не только предшествующие поколения, как говорит нам Симеон Новый Богослов, но и современные и последующие поколения людей. А значит и мы с вами. Вот почему для нас это радостно событие.
Но обратите внимание, что явило в мир смерть человеческую? Именно непослушание. И что же противопоставляет Божия Матерь греху древней Евы?
Полное послушание воли Господней. Она говорит: «Се раба Господня, да будет по глаголу твоему». Хотя ее разум принять это вовсе не мог. Каким образом она могла зачать, не имея мужа? Каким образом могло произойти это воплощение Сына Божия в ней, которая не считала себя достойной, чтобы вошло это Слово воплощенное. Каким образом совершится это чудо, которое ожидает человечество на протяжении многих тысячелетий. И она отвечала таким образом, даже не постигнув, но изначально была готова.
Послушание воли Отца Небесного. Это очень важно понять. Это нужно знать нам, потому что зачастую наша жизнь являет собой продолжение грехов Евы и Адама, наших прародителей. Так ли мы слышим волю Отца Небесного. Разве мы ее не знаем? Знаем. Плоды того, что оставил Христос Спаситель. Знаем возвещенные на Синае ветхозаветные заповеди. Может быть не всегда мы можем их перечислить, но суть их знаем. Сердцем своим, совестью своею ощущаем этот закон. Знаем, что без этого закона и жить-то невозможно. Жизнь превращается в ад. Она превращается в подобие жизни, а по сути дела является страшным мучением, страшной трагедией. И вот если мы без Бога, без исполнения этих заповедей, о которых говорил Христос Спаситель в Нагорной Проповеди.
Причем заметьте, если в Ветхом Завете звучало: Аз есмь Господь Бог твой. Чти отца твоего и матерь, не пожелай жены ближнего своего. Звучит категорично и непреклонно. То в Новом Завете, Христос говорит: блаженны нищие духом, миротворцы, чистые сердцем, блаженны плачущие, ибо они утешатся. Эти заповеди блаженства мы слышим за каждой Божественной литургией и дай Бог, чтобы в жизни совершали. Христос не представляет их нам как императив, который невозможно избежать. Бог говорит: блаженны будете. Так ли мы поступаем в жизни? Далеко не так. И когда сетуем, скорбим, это вполне понятно, плачем, рыдаем, уходим из этой жизни. Претерпеваем страдания, слезы, нестроения, и прочее, что отравляет нашу с вами жизнь. Мы ищем причину в любых явлениях, обстоятельствах, проявления к нам близких, но не видим ее в том, что мы сами прежде всего отошли от послушания воле Отца Небесного.
Мы не живем по заповеди. А если так, что нас ожидает? Как спасти нас можно? И опять явление божественной любви. Она является именно в этих страданиях. НА скорбно это осознавать и ощущать. Страданиями мы только и можем спастись. Другим, к сожалению, не можем. У нас не хватает воли творить волю Отца Небесного. У нас не хватает сил, времени. Мы заняты чем угодно, но только не нашим спасением. Мы учим своих детей чему угодно, но только не тому, чтобы они были добрыми христианами, людьми, сеющими разумное, доброе, вечное. Мы заботимся о чем угодно, но только не о том, чтобы хотя бы раз в неделю выбрать время для посещения святого храма, где могли бы излить перед Богом свои молитвы и печали, и Господь со всем сонмом своей Церкви непременно поможет нам. Это потому что у нас нет именно послушания Отцу Небесному.
Самым большим таким непослушанием является суицид. Посмотрите сколько самоубийц. Если еще можно не оправдать, но хотя бы объяснить суицид человека, доведенного до такого состояния, в силу неизлечимой болезни и страданий. Но как объяснить, когда дети кончают жизнь самоубийством. Разве это не страшно? Разве это не ужасно? Они идут напрямую в ад. И идут туда, где скрежет зубов, и это обещание не призрачное, но самое настоящее. Мы слышим их из уст Христа Спасителя. Нет оснований не доверять этим словам. Эта участь настигает тогда, когда мы не послушаем воли Отца Небесного.
Что есть воля Отца Небесного? Это исполнение заповедей. Найдись хоть один человек на земле, который мог бы упрекнуть эти заповеди в негуманности, в неспасительности, в непронизанности любовью Бога к человеку, не пронизанными любовью человека к человеку. Таковых нет. Оно не достижимо до своих высот, до предмета обожения. Все святые, несмотря на то, что вели образ жизни, о котором мы с вами можем только читать, и может быть в своих грёзах, мечтать, когда они находили грех там, где мы не можем и предполагать. Настолько огрубело наше сердце в понимании добра и зла, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас уже другие цели. Сейчас учат, чтобы человек был успешен, чтобы в жизненной толчее растолкал других любым путем. Чтобы он шел к благополучию, переступая через страдания и жизнь других людей. И это теперь считается нормой бытия. Это человеческий вопрос. Я уже не говорю о божественном. Звери не поступают так, как поступает иногда человек.
Это происходи потому, что мы отринули от себя послушание. Послушание воли Отца Небесного. Это не такое свойство, которое бы унижало личность человеческую. Напротив, оно только возвышает его сущность, возвышает его бытие. Возвышает, наконец, его образ мысли, философию жизненную на ту недосягаемую высоту, когда человек может действительно творить в мире добро. Какое добро мы можем делать, когда сами погрязаем во грехе. Сами погрязаем в пороках. Может ли от дерева злого произойти плод добрый. Увы.
Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодняшний праздник – это повод к глубочайшему размышлению нашему о том, какой должна быть наша жизнь. Я хотел бы сказать вам словами пророка Исайи: изберите жизнь. Давайте же изберем ее. Жизнь вечную, жизнь нашей души. И тогда для нас откроются обители, которые апостол и евангелист Иоанн Богослов, восхищенный до четвертого неба, восклицал: око человеческое не видело, ухо не слышал, на ум не приходило, что уготовал Господь любящим Его. Сердечно всех вас поздравляю с Праздником и призываю на вас Божие благословение. Да хранит вас Господь и Матерь Божия. Аминь.