Владыка Вадим о Великой Субботе

Владыка Вадим о Великой Субботе 


           Ни одному человеку, видимо, это невозможно было поднять на себя, потому что все мы люди грешные. В той или иной мере мы являемся людьми, которые, по сути тоже, как следствие, несут на себе печать этого первородного греха. И вот Христос спаситель, который был абсолютно безгрешен, проявил акт своей божественной любви к человеку, любви абсолютной. Христос Спаситель и принес себя за искупление мира.

Суббота – это тот же момент трагичности. День переживаний глубоких. День, когда разрушились все ожидания, когда все рухнуло в их восприятии. День, когда они не видят провоскресшего Христа и день, который последовал за днем погребения Христа Спасителя. И, конечно, у учеников была большая скорбь, большая печаль, большое уныние, если хотите. И они, будучи слабыми людьми (а сильными стали они в момент пятидесятницы) они, действительно, пребывали в растерянности. И мало того, даже собрались в Сионской горнице и далее в Иерусалиме, прятались от людей, малодушничая, думая, что эта же участь в какой-то мере может постичь их. Вся суббота была пронизана этими грустными чувствами.

Однако жила надежда, и они стали вспоминать, ученики. А что им обещал Христос Спаситель. Если говорил им о крестной смерти, о страдании, если говорил об искупительном подвиге, и вдруг говорит им о том, что ему надлежит победить мир. Победить не с точки зрения покорности как таковой, а победить худшее, что было в мире, потому что мир распял Христа. И вот это надлежало победить, а значит и самую смерть. Христос Спаситель сошел во ад. Каким было это схождение? В нашем понимании это долгий путь какой-то, поскольку мы эмпирически мыслим. А это моментально происходило, в одночасье. Для Бога абсолютно нет ни времени, ни расстояния. И он вывел оттуда всех ветхозаветных умерших, даровал им прощение и надежду на жизнь вечную. Потому что в противном случае, как говорит Симеон Новый Богослов, была бы тщетной и была бы напрасной сама смерть Христа. Был бы напрасным искупительный подвиг Христа. А это не так.

             Вспоминая это событие, мы и должны проводить день Великой Субботы. В Великую субботу, как правило, уже освещаются куличи, пасхи, по традиции. Это те атрибуты, которые носят черты и Ветхого Завета, как вкушение пасхи как таковой и Нового Завета - это явление Христа Спасителя, которое запечатлелось нам в свидетельстве Марии Магдалины, которая перед императором Тиберием вещала о Воскресении Христа Спасителя. И тот, не поверив, требовал чуда и когда в руках Марии Магдалины яйцо из обычного белого цвета превратилось в красное. И это было одним из свидетельств, которое Тиберием было воспринято как именно факт, свидетельствующий и о Воскресении Христа Спасителя. Это наше верование в то, что и все человечество получило прощение надежду на прощение и только от человека зависело принять это или не принять.
22.04.2011