Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на богослужении в Знаменском Кафедральном соборе г. Иркутска (3.09.2011)
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Каждый человек независимо от его положения, возраста, мировоззрения в жизни своей устремляется к лучшему. Каждый человек по-своему это лучшее понимает. И каждый чтобы лучшего достичь, нуждается в силе. Сила – это есть способность человека решать задачи, который или он, или другие, или общество ему ставят. Без силы невозможно решить ни одной задачи. Вот почему обретение силы, в том или ином виде, будь то сила разума, образования, будь то сила денег, или сила, которая опирается на связи, на знакомства, либо физическая сила. И это является целью, ради достижения которой человек тратит большую часть своей жизни. А есть и те, кто хотел бы иметь все сразу: и власть, и деньги и поддержку людей, еще и силу здоровья. И практически сила и благополучие становятся синонимами.
В Слове Божием очень часто мы находим такие парадоксальные слова, которые не могут не возбудить мысль, если мы внимательно слушаем или читаем Божие Слово. Эти слова иногда действительно настолько расходятся с опытом нашей жизни, что некоторые люди не могут их принять и отвергают сразу же. Другие пытаются понять и не понимают их смысла. Но как бы не казались нам парадоксальными слова Бога, которые он обратил к людям, – это слова Бога.
И в Слове Божием мы встречаем нечеловеческую мудрость. Надмирную мудрость, не постижимую нашим разумом. Вот почему слово Божие для верующего человека, есть непререкаемый и абсолютный авторитет. В зависимости от того, насколько он способен понимать или воплощать Слово Божие.
К таким парадоксальным словам, которые ввергают многих людей в недоумение, относятся слова, которые мы только что слышали. Это несколько отрывков, несколько стихов из Послания святого апостола Павла к Коринфянам. Я напомню вам эти слова. «И Бог избрал немудрое, чтобы посрамить мудрых. И Бог избрал уничиженное в мире, чтобы посрамить сильных. И Бог избрал незнатных мира, ничего не значащих, уничиженных, чтобы разрушить значимое».
Наверное, так трудно было понять это коринфским христианам. Они жили в процветающем городе. У них было все: богатый порт, большие доходы, науки, искусства. Римский путь предлагал человеку подражать богам Олимпа. Становиться такими же сильными и могущественными, такими же счастливыми в человеческом смысле. И вдруг слова апостола, которые все переворачивают в сознании. И ведь откликнулись на эти слова коринфские христиане. Они поняли, что значит «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых».
И затем вся история Церкви, и первоначальные столетия с жестокими гонениями от римских императоров, и последующие благополучные, но всегда исполненные внутреннего напряжения и борьбы годы. И наконец, страшные гонения 20 в. И снова как бы благополучное время. Если внимательно посмотреть на всю историю Церкви, становится очевидной величайшая правда тех слов, которые мы только что слышали. Никогда могуществом и силой не утверждалось Слово Божие. Боле того, когда прибегали христиане к человеческой силе и могуществу, то сама христианская община перерождалась.
Церковь на протяжении двух тысяч лет проходила через различные и никогда не бывшие условия земного бытия не потому, что она обладает силой, богатством и знатностью. А именно потому, что Бог духом своим живет и действует в Церкви. И вот этот пример Церкви часто уничиженной и распятой, оттесненной на периферию общественной жизни, потому что не видят в ней никакой силы, примера общины, которая живет, не смотря ни накакие условия и внешние обстоятельства. Ярчайшим примером правдивости тех слов, которые апостол Павел обратил к древним коринфянам. Но может быть этот пример не имеет никакого значения в нашей повседневной жизни, там за пределами храма другая логика бытия. Может быть, там непременно нужно всегда опираться на силу? Господь не сказал, что слова о силе человеческой немощи, которую Бог избирает, относятся только к внутренней жизни Церкви. Это наказ всем.
Из этого наказа не должно быть сделано ложных неправильных выводов: не надо учиться, не надо получать образование, не надо работать над собой, мол Бог использует мою немощь, и я стану сильным. Ничего не получится. Есть одно условие, когда немощная человеческая суть восполняется божественной силой. Этим условием в первую очередь является доверие человека к Богу. Принятие на себя обязательства жить в соответствии с Божьим Законом. В этом Законе обо всем сказано. О необходимости труда и терпения, и возрастания, о необходимости строить правильные отношения с другими людьми. Без этого не может быть здоровой общественной социальной жизни, здоровой и крепкой семьи. Принятие Божьего закона – есть непременное условие того, чтобы, несмотря на нашу немощь, а сколько этой немощи у современного человека, - не счесть, сила Божия в этой немощи являлась. Грешники становились бы праведниками, и разрушенное сверкала восстановленной или вновь созданной красотой. И природа бы ликовала не потому, что человек бережно бы к ней относился и жил в гармонии с ней. Все возможно, самые смелые человеческие планы, самые дерзновенные мечты могут реализовываться тогда, когда человек открывает свою немощь навстречу Богу. И вместе с ним, наполняемый его божественной силой, не сопоставимой ни с какой человеческой силой, созидает самого себя и окружающий его мир.
Но что происходит когда люди опираются только на самих себя? Они могут достигать успехов. Но почти никогда эти успехи не приносят счастья. Они могут приносить видимое благополучие. Но сопровождаются непременно борьбой, конфликтами, опасностью, подозрениями. Внутренним беспокойством, постоянными уничтожающими человека стрессами. Наше относительно богатое общество, чем более становится по человечески могущественнее – тем больше стрессов. Врачи не знают, что делать с молодежью и людьми среднего возраста, когда сами люди заглушают эти стрессы алкоголем и наркотиками, безудержным развратом. Даже появилась в медицине такое понятие: взрывчатая релаксация. Взрыв страстей успокоит стресс. Но ведь так же стресс не успокоишь. Можно получить облегчение на какое-то мгновение, чтобы потом почувствовать себя еще более несчастным.
Все о чем мы сейчас говорим, это не только достояние нашего времени и не только достояние нашей страны. На заре человеческой цивилизации началась эта болезнь, ни вчера и не сегодня, но в глубокой древности. Мы помним библейское повествование о вавилонской башне. Хотели люди построить нечто выдающееся, уникальное. Доказать самим себе, что они в центре мира, что не нужно никакой Божьей силы, но своя сила достаточна для утверждения могущества.
И были посрамлены Богом. Не смогли достроить башню, потому что как говорит Господь в Слове своем, смешаны были языки.
Некоторые думают, что строители башни вдруг заговорили на иностранных языках. Скорее всего это не так. Просто люди утратили способность понимать друг друга, говоря на одном и том же языке.
А разве сегодня не происходит то же самое. Когда люди теряют способность понимать друг друга, объединяться, теряя такое необходимое для общей цели качество как солидарность. Без которой действительно не может устраиваться согласно человеческое общество.
Апостол Павел сегодня нам современным людям, живущим в этом динамично развивающемся и одновременно мятущемся мире, открывает великую Божью правду. Что Бог избрал немощное мира сего, чтобы посрамить разумных. И нам только остается принять это слово, сознавая свою человеческую слабость и разрушая гордыню в самом себе, открыть сердце и ум навстречу Богу, Подкрепляя себя молитвой, благодатью Божией, смирением. Божественной силой, которую несомненно Бог в ответ на все это, нам даст, устроять мир в самом себе и преображать жизнь окружающего нас мира. Аминь.