Неделя о блудном сыне. Проповедь иерея Дмитрия Лобова (12.02.2012)

Проповедь иерея Дмитрия Лобова

на Лк.79. Неделя о блудном сыне


12.02.2012   

Эта притча нам говорит о любви Божией к отпадшему человеку. Под образом отца в этой притче Господь подразумевает Бога Отца. Под образом  «верного» сына - праведников, а под образом неверного - грешников. Эта притча сказана Иисусом Христом  по поводу того, что фарисеи соблазнялись тем, что Христос был друг мытарям и грешникам. Беседовал с ними, ел, пил, прощал их, с любовью относился к ним.

                « …милость превозносится над судом» (Иак. 2,13).

Эта евангельская история нам говорит о том, что у отца было два сына и младший, достигнув определенного возраста, решил испросить у отца причитающееся ему имущество и уйти в другую страну. Уйти, чтоб жить уже по своей воле, так как хочется и не отказывать себе в тех подчас не невинных развлечениях, которые предлагал тот окружающий цивилизованный мир. Приточный отец дал возможность своему сыну уйти от себя и отдал ему причитающееся ему имущество. Зная своего сына, он конечно предполагал, что тот растратит данное ему имущество на увеселения и ни к чему хорошему этот его уход не приведет.  Отпуская сына, отец не поощрял его желание, но, скорее всего, надеялся, что сын  вернется к нему хоть и наученный горьким опытом, но  со сделанным правильным выводом и твердым решением не повторять прежних своих ошибок. Бог попускает человеку ошибаться в своей жизни и даже совершать большие грехи. Попускает это для того чтоб человек имел сравнение что значит пребывать в милости Божией и что значит, когда человек строит жизнь по своей воле без Бога. Он дает человеку самому осознать и выбрать для себя на чьей стороне он хочет быть. Без такого сознательного выбора человек не может быть надежным христианином, стремящимся войти в Царство Небесное. Апостол Иаков сказал: «…сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд (не надежен - прим. авт.) во всех путях своих». (Иак. 1,7). Так поступил и приточный отец.

Возвращение блудного сына.

Сын же, измотав наследство, растратив свои силы на совершение многочисленных грехов, исстрадавшись и измучившись, решает возвратиться в отчий дом. Христос для притчи выбрал жизненный пример. Подобная  ситуация происходит со многими нахлебавшимися трудностей жизни людьми. Сын возвращается и сознание своего неправого поступка по отношению к отцу и понимание всего ужаса той жизни, он уже и не надеется быть прощенным, единственно надеется быть принятым в число рабов. Но, вопреки всем его ожиданиям, отец принимает своего сына. Не помня обид, почтенный старец бежит ему на встречу, заключает его в свои объятья, оказывает ему милость и любовь. Он не отказывается от сына, жалеет его понимает, что он и так достаточно был наказываем своим неразумием (ведь он претерпел и разорение и голод и унижения). Не увеличивает страданий своего сына, ведь отказ мог бы окончательно погубить его.

 Одно то, что человек встал на путь покаяния, осознал грех - уже есть большое дело сделанное человеком.  Многие люди  доходят до того, что грех порабощает их, и они как невольники раболепствуют ему. Причем этот грех уродует как духовную, так и физическую природу человека, принося различные болезни и большие страдания (алкоголизм, наркомания, зависть, гнев и т.д.). Хорошо если сами тяжелые условия пребывания во грехе, наводят человека на мысль об избавлении от них, приводят его к поиску Избавителя - тогда Бог спасает такого человека; но увы не со всеми это происходит. Многие не желают исправления, любят грех, и грех доводит их порой до окончательной неспособности к исправлению, омертвелости совести,  до смерти души и к посмертным нескончаемым мучениям. Сладость греха делает весьма трудным избавление от него.  Бог предпринимает все возможные способы чтоб человек не погиб, но человек может упорствовать, не внимать вразумлениям Божиим и погибнуть. Апостол Павел пишет: « Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божьего…или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 1,3-5). Так же из Ветхого Завета: «…упорство невежд убьет их» (Прит. 1,32). И поэтому радость на небе о всяком грешнике кающемся, потому что дело это не простое осознать пагубность греха трудно и еще труднее преодолеть себя переступить через гордость признать свою неправоту и измениться, это своего рода чудо.

В этой притче отражено Божие безгневие к кающемуся человеку. Только среди человеческих взаимоотношений присутствует месть, обида, самолюбие, непрощение обид, но не так смотрит на наши грехи Бог, Он все забывает, если человек искренне  кается. Сердце отца наполнено любовью состраданием, пониманием, готовностью не только возвратить прежний статус, но дать намного больше. При том Он не ставит никаких условий своему сыну, например, не говорит ему с упреком: «смотри, до чего тебя довела такая распущенная жизнь», но действует любовью, окружая сына вниманием и милостью. Так и мы должны поступать со всяким человеком, согрешившим и осознавшим свой грех, и со всяким грешником помня, что Отец наш Небесный ждет покаяния и исправления каждого. Он Сам сказал: «не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему».

Всё, что было сказано до этого, относилось к отцу и блудному сыну. Но в этой притче есть еще один персонаж – «верный» сын.  Это образ такого человека, который возможно не впадал в какие-нибудь крупные грехи, отличающегося внешним исправным поведением и считающем себя не таким уж и плохим человеком по той причине, что делает некоторые «добрые» дела. Этот сын считал поступок своего брата неизвинительным. И, когда увидел такое благоволение своего отца  к брату, то стал завидовать.

«Не ищу, любят ли меня,- ищу, люблю ли я других?».

Григорий затворник.

 Старший брат искал исполнения заповедей от других, но на фоне этого забыл о исполнении заповедей самим сбой. Он забыл о том, что по заповеди он должен был любить брата.  Не только заповедь, но и естественный закон говорит каждому человеку любить своих родственников и заботиться о них в первую очередь. Апостол Павел писал: «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.»(1Тим.5,8) Брат оскорбился тем, что отец оказал милость брату и не оказал такой же милости ему. Бывают такие люди, которые имеют всё, но, не довольствуясь тем, желают единственного достояния какого либо нищего человека. Так из Ветхого Завета нам известна история убийства, которое совершил царь Давид, пожелав жены своего война Урии. Так и этот сын, имея все, покусился на то единственное, на что рассчитывал его брат - на милосердие отца.

   Когда человек любит, то ему свойственно распознавая милость на человеке радоваться тому, а зависти свойственно скорбеть и о малом счастье ближнего.

 Старший брат стал укорять своего отца. В этом моменте есть прямое сходство с поступком Иуды, когда  тот укорил Господа за трату Марией на Него драгоценного мира, а так же прямое сходство с тем как многократно укоряли Христа фарисеи. Как «верный» сын так и Иуда, так и фарисеи укоряли за делаемое доброе дело. Можно сказать, что все они действовали в одном духе - в духе гордости, надмения, презрения, в духе противника всякого добра - сатаны. И видя что, Господь принимает грешников, мы с вами должны благодарить бога за это. А если мы сами склонны к зависти, осуждению других за грехи, то убоимся своего такого состояния.  Будем вспоминать слова, которые сказал приточный отец на укоры старшего сына: «возвеселиться и радоваться подобает, так как брат твой был мертв и ожил, потерялся и нашелся (Лк.15,32) и стремиться, по сердечным своим чувствам, соответствовать тому, о чем говориться в этих словах. Будем стараться окружать кающегося человека не неприязнью, но любовью, принимать его с распростертыми объятьями.

Аминь.

04.03.2013