Прощенное Воскресение, первая неделя Поста
Проповедь иерея Дмитрия Лобова
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Все обиды настоящей жизни не стоят того, чтобы ради них терять Царство Небесное. А выбор стоит именно таким образом: за кратковременное удовлетворение гнева, мщения, раздражения цена - лишение мира и царства Божия. Борьба со грехом и обижающими нас не должна вестись методами врага рода человеческого. А метод его один - месть. Причем месть несправедливая, но превышающая всякую меру и провоцирующая еще большие бури гнева и раздражения. Святитель Василий Великий в своих творениях писал: «не врачуйте зла злом, не старайтесь превзойти друг друга в бедствиях», а так же «Не будь для гневливого как бы зеркалом, показывая в себе его образ. Он багров; а ты разве не раскраснелся? У него глаза налились кровию; но скажи мне, и в твоих глазах видна ли тишина?...» и еще «…осуждается не только предначавший худое дело, но и тот, кто за лукавым вождем последовал в грех». Если человек отвечает на обиду обидой, он автоматически становиться сам обидчиком и ни чем не лучше чем обидевший его.
Православный христианин призван к тому, чтобы вести борьбу методами Божиими, а Он со креста молился за распинателей говоря: «Прости им Отче, ибо не ведают что творят». Действительно, человек, находящийся во гневе, бывает лишен разума, похож на безумного. И больше достоин сожаления, чем наказания, потому что не понимает, что в первую очередь вредит самому себе. Тот же Святой Василий пишет: «раздраженные сначала не знают себя, а потом не знают так же и ближних… не уважают ни седины, ни прежних милостей, ни добродетельной жизни, ни всего прочего, что имеет какую- либо цену. Раздражение есть какое-то кратковременное бешенство. Раздраженные часто сами себя ввергают в явное зло; стараясь отомстить другим, нерадят о себе. Воспоминанием об оскорбителях уязвляемые, как жалом, в порывах и скачках своего гнева до тех пор не успокаиваются, пока или не сделают какого зла огорчившему, или при случае не потерпят чего худого сами, как и не редко стремительно упадающее более терпит вреда, нежели причиняет, разбиваясь о то, к чему приразилось.
Аскетические творения нам говорят о том, что нужно бороться со гневом в начале его проявления и не допускать укорениться ему в нас и стать злопамятством. Проблема прощения заключается в том, чтобы перестать быть злопамятным, перестать носить в себе долговременный гнев на ближнего. Самое лучшее средство - это не допускать до того, чтобы гнев укоренялся. Способ к этому - это не иметь высокого мнения о себе и своих достоинствах, не мечтать о себе, не давать выхода гневу, подавлять его в самом начале его возникновения. Тем самым мы в начале прервем большую цепь худого. В святоотеческих творениях приводятся разнообразные рассуждения, призванные помогать христианину прощать обидчика, так например: «Презирает и ни за что почитает он тебя? А ты приведи себе на мысль, что из земли ты составлен, и в землю опять разрешишься. Он назвал тебя подлым и бесславным, нигде ничего не значащим? А ты назови себя землею и пеплом. Ты не честнее отца нашего Авраама, который так себя называл»- пишет все тот же святитель Василий Великий.
В том, чтобы прощать обидчиков, есть для христианина способ уподобления Богу. Он изливает дождь и свет на праведных и не праведных и питает добрых и злых. Поэтому каждое обидное и несправедливое слово, сказанное в наш адрес, может стать для нас ступенькой к совершенству. Преподобный Леонид Оптинский, быв уже почтенным и уважаемым старцем, когда находились вдруг у него завистники и недоброжелатели, которые говорили на него самые непотребные нелепицы говорил, что только они и знают какой он настоящий, и только они и говорят правду. И при этом считал, что Господь, при таких оскорблениях, прощает ему грехи. Если святые угодники Божии были такого о себе мнения, нам ли обижаться на обидные слова?
Братья и сестры, постараемся же в эти святые дни простить всех на кого что-либо имеем. Допустим же в себе мысль, что и мы перед ними виноваты, могли их чем-то обидеть, может сами того и не замечая. Простим же их, так как и за них умер Христос. Сами испросим прощения, пожалеем их немощь. Восстановим любовь, приблизимся к Богу и вступим с мирною совестью во святые дни всеосвящающего Великого Поста. Аминь.