Проповедь протоиерея Владимира Кокорина в Душепопечительском центре Иннокентия Иркутского
Христос воскресе! Воистину воскресе!
Во-первых хочу поблагодарить, что пришли, помолились вместе, попросили, чтобы Господь освятил это место вашими молитвами. Сегодня мы прочитали акафист, это уже двенадцатый раз как мы отслужили акафист. Первый молебен был в Богоявленском соборе 12 лет назад 18 мая в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Много, как говорится, воды с тех пор утекло. Сегодня мы собрались здесь с вами, чтобы призвать Божию Матерь в наших с вами недугах, да помочь самим себе, потому что мы тоже не святые люди. У кого-то получается сразу, у кого-то не сразу, кто-то через падения приходит через познание истины становится на путь трезвости. И сегодня трое из наших подопечных ребят попросили, чтобы Господь дал им сил в этом трезвении. Попросили они сначала на год, это маленький, но подвиг. Некоторые люди уже и не на год берут, - на пять лет, на три года, а кто-то на всю жизнь. Когда человек начинает жить в трезвости, начинает понимать, что жизнь это не пьяный угар, испытывает радость от этого, ему даже и зарока-то не надо принимать, потому что ему нравится так жить. Но все-таки на начальном этапе некоторым людям требуется молитвенная помощь. И попросим, чтобы Господь действительно помог им, потому что Господь хочет, чтобы мы жили долго и благополучно, жили не только для того чтобы убивать свои тела, но и чтобы мы эту жизнь прожили с пользой для себя, для Бога, для пользы семьи своей, будущего, настоящего, - для этого Господь дает нам жизнь.
Я хотел поблагодарить отца Виктора, который пришел и разделил с нами эту молитву и людей, которые приехали из города, поэтому помоги Господи всем, чтобы все было у вас хорошо, у ваших близких, чтобы они не отчаивались.
Мы с вами читаем акафист иконе Богородицы «Неупиваемая Чаша». Мы помним с вами из истории этого акафиста, что человек, который был уже больной, не мог двигаться, доползал до этого монастыря Серпуховского, уже ноги отказали, но по его вере Господь дал ему исцеление. Он пришел в монастырь и стал искать эту икону, которую Господь дал ему в видении, но монахи не могли ее найти. Он говорил: «она есть, я ее видел». И все-таки когда они стали более усердно искать ее, они нашли в ризнице и отслужили благодарственный молебен, то этот человек, отставной солдат, который спился уже, мы бы сказали уже конченый человек, конченый пьяница исцелился, этот человек бросил пить.
Благодать Божия, она, к какому человек сословию не относился, в каком бы возрасте он не находился, она может человеку помочь, только если бы хотел сам человек. Поэтому-то Бог помогает нам, но если мы не хотим, то тут уже не вина Бога, не вина наших близких, храмов, священников, тут уже мы сами виноваты, порой мы сами виноваты, что мы не хотим выздоравливать. Тут уже надо заглянуть внутрь себя. Порой родные не хотят, живут, как жили, ничего не хотят менять в своем образе жизни, - ни поведения, ни слова свои, ни поступки, то есть, как жили, так и живут, внешне что-то изменили, икон побольше стало дома, а внутренность не изменилась. Это самое страшное, Господь, конечно, нас осуждает за такие действия. Он не призывает нас, чтобы мы внешне изменялись, он призывает к изменению внутреннему. Это самое сложное.
И вот трезвость, это по сути дела есть следствие того, что я изменился внутри, а если я живу не трезво, значит, я не изменился. Значит я перед Богом - лицемер, пустослов, и Господь говорит: «гнушайтесь таких людей, которые занимаются пустословием, по словам их поступайте, но по делам не поступайте». И вот к этому нас призывает Господь.
Как никогда страна наша и мы с вами испытываем жесточайшую войну, война идет, такой войны никогда не было, не было такой войны ни в советские времена, ни в другие. когда 16 с лишним миллионов молодого населения лежит в могилах, прийти на кладбище и мытам увидим, 74, 75, 76 годы… Вот кто там лежит, каждый второй! А войны-то и не было, а оружия-то и не было, никаких взрывов-то особых и не было! Если пройтись по кладбищу, то ужаснемся, если у нас немножко трезвый дух будет, мы подумаем, - почему это происходит? В этом виноваты не только те люди, которые занимаются распространением алкоголя и наркотиков, и сигарет, «безобидных», которые многие курят, - ведь сколько стало раковых больных сейчас! Около двухсот тысяч умирают только от последствия курения.
Поэтому мы с вами тоже несем большую ответственность друг перед другом, что мы делаем? – просто осуждаем этих людей или мы что-то начали делать? А ведь кто осуждает, - не спасется. Господь четко говорит – «Не судите, да не судимы будете». Есть хорошая притча, не притча даже, а пример из оптинских старцев, когда один монах умирал, и все считали, «ну этот монах точно не спасется, потому что он был безутешный, радовался, веселился, послушания выполнял небрежно», но один старец увидел, что Бог его почему-то принял, Божия Матерь приняла его. Спрашивает старец: «А почему так, ведь он такой был, не подобие, не пример был для монахов», и ему был ответ «а он за свою жизнь никого не осудил». Так и у нас, если будет хоть одна добродетель в жизни, мы с вами сможем перед Богом оправдаться. Нам надо оправдаться хоть чем-то перед Богом.
Поэтому постарайтесь каждый, если мы живем не трезво – в трезвости, если мы осуждаем, - отбросим осуждение, начнем дела творить. Ведь вера без дел мертва по апостолу Иакову. Поэтому, дорогие братья, - а вера это что? Это молитва, это общества трезвости, это собрания при вашем приходе, ведь на самом деле не надо каких-то сверхъестественных подвигов делать. Есть епархии, где нет никаких реабилитационных центров, люди просто собираются в храме и эта атмосфера выздоравливающих людей помогает другим людям выздоравливать. Разные есть точки помощь людям, разные формы, поэтому мы должны искать, помогать, чтобы люди не только приходили в церковь свечку поставить, а чтобы понимали – Богу свечки не нужны. Милости, - говорит Господь хочу, - а не жертвы. Вот что Бог хочет от нас. Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем молчанием предавать Бога, перейдем от слов к делу, ведь сколько наших друзей, близких, прихожан умирает в алкогольном пьяном угаре, а мы, провожая в последний путь говорим: «Да, какой был хороший человек». Но сами и пальцем не пошевелили над собой, не помогли им. Поэтому будем все-таки более требовательны к себе, более внимательные друг к другу, к своим близким, и не искать причины только в нашем государстве или в тех людях, которые губят наш народ. Спаси Господи!