Проповедь протоиерея Вячеслава Пушкарева в День празднования Иконы Богородицы «Неупиваемая чаша» в селе Карлук
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Самые первые упоминания Священного Писания о жизни пророков и святых, относящиеся, примерно, к 1600 году до Р.Х., когда появилась еврейская письменность, показывают нам, сколь вреден и сколь небогоугоден грех пьянства. Мы слышим в Ветхом Завете слова Господа, сказанные пророками: «Ежели будешь пить и упиваться, то придет Хозяин жизни и отнимет у тебя жизнь твою». Даже так: «ежели будешь пить и упиваться и обижать жену твою и слуг твоих, то придет Хозяин жизни и отнимет у тебя жизнь твою». А ведь именно так и происходит, если человек предается этому тяжелому греху. Даже если он и не обижает их физически, то он создает такую атмосферу в семье и вокруг семь, что вынести ее крайне сложно.
Мне не хотелось бы вам напоминать о тех поведенческих принципах, которые распространяет вокруг себя пьяница, но мне хотелось чтобы вы не только осуждали, но и жалели, потому, что по сути по своей это, чаще всего, не просто посторонние люди, а это люди, которые являются нашими родственниками, близкими друзьями, окружающими нас людьми. Господь же милосерден, говорит: «всегда и о всех молись». И Он нам не сказал, что не надо молиться о пьяницах, он сказал, что надо всегда и о всех молиться, но пьяницам он сказал: «не надейтесь, ни пьяницы, ни убийцы, ни малакии, ни мужеложники, ни скотоложники, Царствия Небесного не наследуют». Поэтому, что если человек, страдающий недугом, не борется с ним, избавляется от него, то даже если он и верует, то верует подобно бесу. Ибо сказано: «и бесы веруют и трепещут, а делают все назло». Также и поступает и сей человек, потому путь этого человека не в Царствие Небесное, а медленно-медленно, но уверенно, туда, где плач и скрежет зубов, туда, где Диавол, где прах и вечная смерть. Ужасная перспектива. Но Господь говорит, что много может молитва праведного. И это относится к нам, к сегодняшнему случаю. Ибо сегодня мы обращаем свою молитву к Царице Небесной, чтобы Господь усыновил нас, к Матери нашей святой и непорочной Деве Марии, которая по сути своей есть неупиваемая чаша благости Божией, ибо Господь избрал Ее как сосуд, в который поместился, дабы родиться в виде человека. Вся благость Божества Небесного уместилась в ней и освятила ее. Оттого, отойдя ко Господу, она не потеряла ни толику этой благости и, прибывая в ней, в этой благости, способна наполнять ею всякого человека, призывающего Ее к себе на помощь.
И именно поэтому, когда в России чрезвычайно обострилась сребролюбивая натура русского человека, когда русский человек стал жить богато, ведь 19 век – это успехи, это победы в разных войнах, это увеличение нашей территории, и вместе с тем – это укрепление нашего экономического благосостояния, это освобождение от феодальной зависимости крестьян, их экономическое развитие, привело к тому, что люди стали больше заботиться о материальном, чем о духовном. Отошел на второй план духовный аспект жизни человека, когда силы Божии покинули человека по его собственному добровольному выбору, то человек часто оставался один на один лицом к лицу с демонами, а демоны, как известно, имеют главную задачу погубить душу человеческую. Но погубление души человеческой начинается с простейшей вещи – это с уныния, уныние, когда переживание жизни ввергает человека в различного вида вопросы и эти вопросы, не решаясь, не открываясь, не выполняясь, превращают жизнь человека в сущий ад. Потому что он хочет сделать это – не получается, это – не получается, и ему кажется, что все, чтобы он не делал, все тщетно, потому что с ним нет Господа нашего Иисуса Христа. Сказано, что трудно богатому войти в Царство Небесное, он отвлекается на свое богатство, на свои магазины, на свои склады, на свои товары, на свои станки и оборудование, отвлекается на то чтобы сохранить, преумножить, чтобы воры не украли, чтобы ржа не подточила, вода не пришла, не уничтожила, - это все отнимает у человека возможность думать о духовном. Не всегда, но почти всегда, не то чтобы богатые не спаслись, спасаются богатые. Мы знаем, Иосиф Аримафейский был богатейшим человеком, но, однако же нашел в себе силы жить благоговейно. Мы знаем многих других людей, которые шли за Господом Иисусом Христом, в том числе это были сестры Лазаря. Сам Лазарь в том числе был князем еврейским и не бедным человеком был. Таких много можно приводить примеров, - святая Агния, Варвара святая, Екатерина, которые были можно сказать императорских родов. И, однако, они находили в себе силы отложить телесное попечение на второй план, а духовное вывести на первый план. И они не жили в уныние, они жили в радости. А всякий человек, который ставит телесное на первый план, всегда сопряжен с тем, что уныние его тяготит и идет за ним шлейфом и такой человек, конечно, находит в себе единственно как выйти из уныния, как спрятать в себе боль сердечную, которую он не понимает в упоении алкоголем.
Сегодня тайна алкоголя отчасти открыта, и мы с вами знаем, что многие люди алкоголики отчасти потому, что, единожды попробовав, они сразу пристрастились к этому, потому что у них отсутствует фермент алкогольдегидрогеназа, который отвечает за расщепление алкоголя в крови. И таких людей среди нас очень много, потому что русский народ скрестился, сошелся с народами Востока, в основном – Сибири, они все не имеют этого фермента у себя в крови, потому что у них не было этой традиции. Скажем, китайцы имеют, а монголы, буряты, чукчи, эскимосы, эвенки, коряки не имеют. Но мы с китайцами-то не смешивались. И поэтому у нас 20% населения несет в себе этот ген, и если человек не борется, то он обязательно будет алкоголиком.
Христос, показывая дорогу, как выйти из этого состояния, он сказал, что это же беснование без бесов. Мало того, что бесы помогают, он еще сам начинает уподобляться им, что сей грех, сей бес изгоняется только постом и молитвой. Конечно, мы знаем, что сейчас есть медикаментозные средства, которые помогают человеку легче переносить алкогольную зависимость, легче освобождаться от нее. Но мы точно знаем с вами, если мы не становимся на путь активной борьбы с этим грехом, то есть путь внутренней борьбы, как Христос сказал, постом и молитвой, отрекаясь от наших страстей, то мы не избавимся от этого греха, даже если у нас будут самые лучшие медикаменты в мире. Даже если у нас прижгут ту точку в мозге, которая отвечает за удовольствия, а даже такой есть сейчас метод, - лазером прижигают, и человек как бы забывают. Проходит время, все восстанавливается и человек опять начинает тяготиться жизнью, начинает искать возможность как себя успокоить в алкоголе, а хуже того в наркомании, токсикомании или чем-то еще подобном.
Отсюда, конечно, мы понимаем силу и важность присутствия в нашей жизни среди нас и поверх нас Пресвятой Богородицы. Которая держит в руках любовь Божию, которая сама есть воплощенная в жизни любовь Божия, в которой вся благость Божия здесь на земле в Ней воплотилась. Это защита наша, наша опора, наши силы, наша радость, наша любовь, радость Божия, в которой в 19 веке люди увидели помощь в избавлении от этого греха, написали эту икону. И особенно солдаты отставные, которые теряли на фронте товарищей и начинали унывать, первые потянулись к Матери Божией в Серпуховский монастырь и там стали получать вот это исцеление от Ее святого образа, и почитание это постепенно распространилось на всю Центральную Россию.
А потом уже в 20 веке икона эта была уничтожена, я не знаю чем большевикам она мешала, - сами не могли с алкоголизмом бороться, так еще и людям мешали. И только владыка Иосиф, тогда игумен, настоятель Высоцкого монастыря впервые написал эту икону, он написал ее неумело, но это удивительно красивая икона. Как он ее написал? Он написал ее по вырезки то ли из газеты, то ли из журнала дореволюционного, в красках, и уже позже эта иконочка была переписана с иконы владыки Иосифа, он теперь владыка епархии Биробиджанской и Кульдурской. Икона распространилась. А этот список сделала Света Турчанинова, - иркутский иконописец, удивительно хороший список, который также как и первообраз отвечает на молитвы людей, и помогает бороться с недугами и страстями, а наипаче с недугом пьянства.
Сегодня мы шли с вами крестным ходом, который был актом любви по отношению ко всем людям, живущим в окрестных селах и деревнях, которые тоже, к сожалению, многие пьют. Одни пьют, потому что пристрастились и у них нет сил бороться, а другие от уныния пьют, потому что не знают, куда себя пристроить. И вот ради этого, чтобы они не унывали, чтобы они нашли в себе силы и лекарство в том числе, Матерь Божия подала им сил на это, мы с вами и молились сегодня. И молились, имея великую надежду на Ее заступничество.
Пресвятая Богородица, помогай нам! Матушка Богородица, поминай всех нас грешных в благоприятных своих молитвах пред Христом Богом здесь стоящих и молящихся Тебе о всех сродниках наших, друзьях, благодетелях, к сожалению пьющих, впавших в недуг пьянства. Да дарует им Господь смирение и любовь, рассуждение и кротость и избавит их от недуга пьянства, и да наследуют они Царствие Небесное. Аминь.