Проповедь митрополита Вадима в детском епархиальном лагере «Роднички» (16.07.2012)
16 июля в воскресенье митрополит Иркутский и Ангарский Вадим посетил детский епархиальный лагерь Роднички, где совершил Божественную литургию в лагерном храме в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. После Литургии владыка обратился к ребятам с проповедью…
«Дорогие ребята, педагоги, вожатые, все взрослые делают все возможное, чтобы вам здесь комфортно отдыхалось.
Сама цель проведения лагерей имеет по сути дела ту же значимость, как и всякая жизнь христианина, она есть предназначение, предназначение это, прежде всего – стяжание духа Святого, служение Богу, что есть цель человеческая. Мы довольно часто слышим, что у человечества нет цели. Но это весьма и весьма ошибочно. Издревле люди жили и их цель заключалась, прежде всего, в служении Богу, в служении святом, служении, которое очищало бы их самих, служении, которое бы занимало всю их настоящую жизнь. И не случайно наши далекие-далекие предки, осваивая эти территории, они, в общем-то, руководствовались таковой задачей. Чтобы нести имя Христово, нести Евангелие людям, нести Благовестие тем инородцам, которые не знали Евангелия. И это было сопряжено, прежде всего, с огромным чувством любви к людям и вместе с тем желанием поделиться теми истинами, тем достоянием, дорогим их сердцу, а можно сказать и единственно важным, которым они обладали.
Сегодня, дорогие братья и сестры, когда вы собираетесь здесь в лагере, мы преследуем довольно определенные цели. Прежде всего, в продолжение того, о чем я уже говорил, чтобы вам было здесь комфортно, чтобы вы были здесь единомышленниками, чтобы вы мыслили, хотя бы в одной системе координат, в одной системе ценностей, как таковых, что очень важно. Что я имею ввиду? – Чтобы вы здесь были люди, которые православно верующие и которые исповедуют православный образ жизни. И здесь это не вызывает каких-то нареканий, но напротив, только приветствуется. И это очень важно, поколениям младым, поколениям юным, потому что спустя многие годы, у человека уже вырабатывается определенный иммунитет, определенное мужество и человек уже может противостоять искушениям мира. К сожалению, не так происходит с юными душами. Со взрослыми-то не всегда так происходит. А вот с юными душами, которые являются, прежде всего, предметом дьявольского нашествия как такового это происходит зачастую довольно трудно.
Сейчас вообще трудно и в обществе, и вашим сверстникам говорить о ряде вещей. Тогда, когда я учился, то я помню, что для нас были очень важны такие ценности как скромность, вежливость, уважение, какие-то определенные взаимоотношения, которые носили бы отношение к любви, к любви многогранной как таковой. Сейчас я вижу нечто другое. Сейчас, если ты не наступил на ногу, если ты чувствуешь себя человеком скромным, если ты чувствуешь, что есть люди еще более достойные и нечем тебе похваляться, располагая теми или иными познаниями, способностями, дарованиями как таковыми, то ты лузер, человек, который по сути дела является неуспешным, безуспешным в этом мире и жизнь твоя лишена в глазах общества какого-либо смысла.
Увы, какое это сладчайшее заблуждение. Если спросить каждого из нас для чего мы живем, то по сути нужно сказать следующим образом: жизнь наша идет уже давно, но живем мы для того, чтобы стяжать Вечность. Это сейчас очень трудно понять, очень трудно ощутить с точки зрения эмпирической или физического ощущения, что такое Вечность и, особенно, в молодые годы. Но хочется вам сказать, с течением времени вы об этом будете задумываться все чаще, все чаще думать, а что же есть такое Вечность как таковая. И вот очень важно - как это воспринять. И воспринимается это через призму того, что живем мы для Вечности, но жизни наша здесь проходит и Вечность эта начинается уже сейчас, уже здесь мы, по сути дела, получаем тот билет, который дает нам пропуск в Царствие Божие или же его лишаемся! Вот поэтому-то очень важно прожить эту жизнь таким образом, чтобы она несла в себе Евангельские истины. Когда мы говорим о том, чтобы прожить общечеловеческими ценностями, то чаще всего лукавим. Почему? Да потому что не человеческими ценностями мы живем, а Божественными, Евангельскими, - человеческие ценности другие, они часто подлежат девальвации, некоторым образом дискредитируются, когда мы, например, видим, что то, что ранее порицалось, считалось пороком, недостойным того, чтобы человек жил в этом, можно сказать, состоянии, приветствуется и сейчас считается нормальным.
Вчера я включил так называемый канал «Еврокино» в разное время просто так листал, - мне интересно было, а все-таки – что же есть? И вы знаете, все фильмы были об одном… Меня это крайне поразило! Да мне-то и в храме не хочется об этом говорить! Почему?! Почему должны быть успешными фильмы о гомосексуализме, о наркоманах, о людях подверженных этому?! И причем это не осуждается, а, напротив, дается мораль – «А как это прекрасно, как это чудесно!» Но же-то с вами знаем чья это работа, это прямая дьявольская работа, это прямой путь, который здесь начиная, ведет нас в обители не добра, не Царства Божия, в котором ожидает нас Господь, а в царство зла, царство мучений, царство невероятных мучений, о которых трудно даже сказать, потому что те или иные люди, как вы, наверное, у профессора Моуди даже читали, как таковые его наблюдения, которые каким-то образом показали, хотя очень призрачно, как говорит апостол Павел - «как через замутненное стекло», - что ожидает там человека, все в ужас пришли. И конца этому нет. Трудно сравнить, и, наверное, неудачный пример, но вот, положим, заболевает у нас зуб, - мы, наверное, многие знакомы с этим состоянием и мы прекрасно понимаем, что с этой болью жить невозможно. Так вот адские муки, они ни в какое сравнение не идут с этой болью. Для того, чтобы этот зуб не болел мы готовы в этой жизни потерпеть, потерпеть и излечить этот зуб, для того, чтобы он потом нам не досаждал. Так и в этой жизни мы должны прожить так, терпя может быть, мужественно переносить те невзгоды, которые посылает нам жизнь, чаще от искушений вражьих, сохранив образ человека, образ, который дал нам Господь, который запечатлен в Евангельских заповедях. Вот, если мы это сохраним, то мы непременно станем жителями Обителей Отца Небесного, о которых апостол и евангелист Иоанн Богослов говорил: «око человеческое не видело, слух человеческий не слышал, на ум человеческий не приходило, что уготовал Господь любящим Его». И вот здесь очень важно, мои дорогие, остаться мужественными, остаться непоколебимыми, сохранить свою самость, самим остаться, - не поддаваться на различного рода искушения и влияния тех или иных друзей, или ребят, которые подвигают нас на различного рода дурные проступки. Мы должны помнить, что это наказуемо и уголовным правом, а если и не наказуемо, то пред Господом каждый из нас даст ответ.
Сегодня вы слышали Евангельское чтение и Господь тому расслабленному, которого принесли Ему для исцеления, говорит: «прощаются ему грехи»,- это вот одна из форм, причин нашего страдания. Почему вообще мы страдаем? Почему мы болеем в этом мире? Почему мы испытываем различного рода невзгоды, лишения как таковые? Да потому что часто это является следствием греха. Если бы мы не согрешали, то, наверное, многое из этого не познали. Бывает, правда, иная боль, - когда в этом являются дела Славы Божией, когда нужно, чтобы человек воспитался и закалился, как в горниле золото, для того, чтобы быть драгоценным камнем, но чаще всего мы страдаем от грехов своих. И вот здесь жизнь нам представляется таковым образом: если мы хотим вместить и унаследовать Обители Отца Небесного, если мы хотим, чтобы жизнь наша была успешной пред очами Божиими, а если она не будет таковой, то все наши успехи, - физические, моральные, как нам кажется, ценности этого мира, - не будут нам в радость, они будут нам в тягость. Да знаем ли мы моральное состояние тех людей, которые располагают несметными богатствами? С некоторыми олигархами мне представлялось общаться и, честно скажу, их духовный мир мне далеко не импонирует, не нравится. Мало того, я не видел, чтобы они были людьми-то счастливыми. Потому что они вечно жили какими-то страхами, какими-то обольщениями, какими-то, в лучшем случае, компромиссами, а чаще всего, какими-то уступками своей совести, своему разуму, своему достоинству как таковому. Разве это жизнь? Разве это жизнь за глухим забором, чтобы не видеть никого? Разве это жизнь, когда ты бываешь в школе, а за дверьми стоят два лба – охранника, которые боятся, как бы тебе на перемене не наступили на ногу и прочее? Разве это жизнь? Где же ее свобода? Где прелесть ее? Тут мы видим, что ее-то как таковой и нет. Свобода подлинная, это, прежде всего, по апостолу Павлу, свобода от грехов! Свобода от греховной сущности, когда мы можем делать то, что хотим.
И я хотел бы еще вам в заключение сказать следующее: помните слова Христа Спасителя? – он говорит нам: «тот, кто постыдится в этом мире Меня, того постыжусь там и Я» - в другом мире. Поэтому мы должны не бояться исповедовать Слово Божие. Потому что мы должны не бояться именовать себя людьми верующими. А для того, чтобы именовать себя людьми верующим, нужно не просто продекларировать, сказать, нужно жить так. Жить так, по-христиански, чтобы всякий взирающий на нас сказал: «Посмотри ка, как живут эти люди! Они живут иной жизнью, они радостны, они светлы, светлы, потому что их не касается грех. И вот поэтому и следует обратить внимание, а что же они делаю? А они верят во Христа! А они живут по Христу». И для многих из этого мира это будет самая лучшая наша с вами проповедь. Мало того, хочу заметить, что от того, как мы живем в этом мире, будет зависит, когда наступит конец света, - в нашей с вами власти его отдалить или приблизить. Приблизить! Если беззакония превысят всякий разумный предел. И отдалить, если все-таки стремиться на этой земле построить Царство Божие. Пусть не в самом огромном мире, что по сути дела нам и не дано сделать, но построить его в том обществе, в котором мы живем, между ближними нашими, в семье, с друзьями и прочее. А может быть с другими людьми, пока, если мы не устоялись, очень важный момент, если мы сами не тверды в вере, как таковой, нам и не следует чаще общаться? Потому что псалмопевец Давид со знанием дела говорит: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе». И если мы хотим быть таковыми блаженными, если хотим в жизни получить Божие благословение, если хотим жить в этой жизни с радостью, со смыслом, в уповании, то есть в надежде на Царство Божие, где будет жить бесконечно человеческая душа, - однажды родившись, мы никогда уже не умираем, то тогда наши труды никогда не останутся тщетными, то тогда в этом и должна заключаться наша с вами жизнь. Я сердечно всех вас сегодня поздравлю с праздником, хочу пожелать вам помощи Божией в ваших трудах, пожелать вам отдохнуть здесь, набраться сил, познакомиться, может быть с близкими по духу людьми, развивать эти знакомства, дружить, и таким образом, я думаю, будет развиваться вот эта община, о которой Христос Спаситель говорил: «где два или три собраны во имя Мое, там Я посреди вас». Я сердечно всем вам желаю здоровья и всяческого благополучия, храни вас Господь».