Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня

Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня (Крестовоздвиженский храм г.Иркутска)

 

Всечестные отцы, братья и сестры, я всех вас поздравляю с великим двунадесятым праздником Воздвижения Честнаго Креста Господня. Этот храм имеет именование также в честь Воздвижения Креста Господня, и таковым образом этот праздник является для сего храма престольным, с чем вас и поздравляю.

Слово же крестное для иудеев соблазн, для эллинов – безумие, для спасающихся сила и слава Божия. Эти слова апостола Павла наверное во всей полноте открывают сущность и значимость Креста Господня. Крест по сути дела это то, что представляет некоторое предначертание Божие, которое свершилось еще до момента крестной смерти на древе проклятия  божественного учителя и Мессии Христа Спасителя. Таковым образом, Христос стремится по сути дела, всякое строительство, оно лежит во всяком основании всякого фундамента дома. Крест лежит в основе человеческого тела, поскольку мы рождаемся и осеняем себя крестным знамением. Крестом проходит наша жизнь, которой мы ограждаем себя от напастей. И, наверное, если бы не было силы исходящей от осенения Честным и Животворящим Крестом Господним, то трудно сказать, мог ли бы человек противостоять нашествиям различного рода дьявольских сил. Их достаточно много и они ощутимы эти нашествия. У святого Иоанна Лествиничника есть такие слова: «Эти искушения посылаются тем людям, которые по сути дела стоят на пути спасения, и являются уловленными в тенета вражии, ограждая себя каждый христианин спасается от этого наваждения, потому что Господь посылает свою помощь.

В то же время, когда мы говорим о кресте, мы разумеем тот искупительный спасительный подвиг Христа Спасителя, который пришел в этот мир Богочеловеком ради спасения человека, ради той любви, абсолюта ее, которую он питал к венцу своего творения, человеку, что жизнь свою отдал, Сына своего единородного, который является второй ипостасью Святой Троицы.

Когда мы говорим о Кресте, мы вспоминаем крестные страдания Христа Спасителя. Они в силу того, что мы, зачастую наблюдая в этом мире, часто представляются нам страданиями не столь значительными. Но это лишь на первый взгляд. Мы не берем того пленения, хоть и есть казни значительно страшнее, чем смерть на кресте, которые изобрел человек в своем безумии, но тем не менее того нравственного подъятия на себя всей тяжести морального греха всего человечества по Симеону Новому Богослову предшествующего, современного и последующего  всего рода человеческого никто из нас не нес. 

И не случайно спасение рода человечества, то есть восстановление нарушенного нашими прародителями союза было поручено и могло свершиться ни человеком, ни ангелом, но только второй ипостасью Святой Троицы, Богочеловеком, который был в абсолюте своем без греха.

И вот это дало ему силы воспринимать искупительный подвиг Христа Спасителя. Подвиг исключительной важности, подвиг исключительного значения, который дает нам необычайные перспективы, избавляет нас от самых разных грехов и в то же время открывает нам обители Отца Небесного, открывает врата, в которых нас ждет Господь с распростертыми объятиями, и в которые мы должны устремляться со всей сущностью, со всем желанием, со всей радостью, сыновней и дочерней признательностью, которая должна быть у каждого человека к Богу.

Бога не надо боятся в том исключительно животном страхе, о котором мы имеем представление. Бога надо любить. Любить, как отца, создавшего нас, и то, что он завещал, творить в этом мире. Любить и внимать каждому слову, произнесенному им в Священном Писании, дошедшему до нас. Любить и творить то, что доносит до нас Священное Предание, как именно молитвы Церкви, авторитет Церкви, авторитет святости в сонме передаваемых через ее угодников, и глашатаев, и ангелов.

Вот поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня, когда прославляем Животворящий Крест Господень и поклоняемся ему, мы помним и еще одно важное условие, которое является следствием поклонения кресту. Мы не служим кресту как таковому, и акту распятия. Для нас является конечным то, что звучит во втором слоге: «И святое воскресение Твое славим». Потому что мы не можем, прославляя крест Господень, не вспомнить о том, что целью нашей является воскресение. Это было целью божественной жизни, и оно свершилось.  Это представляет собой цель нашей жизни, потому что для нас очень важно воскресение.

И путь туда, в эти обители начинается не по смерти нашей, ни до того периода, когда позовет нас Господь на Страшный Суд, а путь этот начинается уже сейчас, с нашего рождения, то как проживет человек свою жизнь. И он таковым образом уже сейчас приуготовляет себя к обителям всеблагим, о которых апостол-тайнозритель Иоанн Богослов говорит: «Око человеческое не видело, ухо не слышало, и на ум человеческий не приходило, что уготовал Господь любящим Его». Таковые блаженства невозможно было пережить в силу того несовершенства, в силу склонности к грехам, в силу нашего потворства грехам как таковым в таком месте, о котором говорит Христос Спаситель, где плач и скрежет зубов непреходящий.

 

И вот сегодня, в нашей жизни мы имеем с вами множество средств. И одно из них – крест, которым мы должны осенять себя с радостью, осенять себя усердно, а не небрежно, слагая три пальца в знамение Святой Троицы, поджимая два других пальца, свидетельствуя о божественной и человеческой сущности Христа Спасителя. И осеняя таковым крестом, мы будем ограждаемы в этой жизни. Этим крестом, следуя и плодам того Воскресения, по словам Христа Спасителя, мы будем следовать по пути спасения. Будем на этом пути непреклонны, падая во грехе, будем тут же вставать, для того, чтобы в будущем никогда не творить тех дел, которые омрачали нашу сущность, идти к Христу Спасителю, зная что, прежде всего, что и наш жизненный крест, который возложен на каждого из нас, несет, прежде всего, сам Божественный Учитель, страдалец Христос Спаситель. И он несет его вместе с нами. И дает его каждому по силам. И нам иногда представляется, насколько другому человеку легче, - у него меньше крест в этом мире, но это не так. Если вы поговорите с этим человеком откровенно, вы поймете, что его крест для нас является неудобоносимым. Поэтому будем нести свой крест жизни, чтобы он нас довел до того, чтобы мы увидели в своей жизни воскресение.

Я сердечно вас всех поздравляю с праздником и призываю на вас  Божие благословение.

27.09.2012