О рыболовах Божиих. Проповедь протоиерея Виктора Хаустова. Знаменский собор, 7.10.2012

О рыболовах Божиих. Проповедь протоиерея Виктора Хаустова. Знаменский собор, 7.10.2012


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Господь наш Иисус Христос, выйдя на проповедь, посещал города и веси окружающих земель, проповедуя постоянно покаяние, говоря о том, что приблизилось Царство Небесное, в притчах открывал тайны этого Небесного Царства и говорил, как его можно достигнуть через исполнение святых Господних заповедей, дополнял Закон Моисея, выполнял Закон Моисея, призывал к покаянию.

И вот сегодня в Евангелии мы слышали, как однажды на берегу Генисаретского озера Господь говорил с людьми, чающими истины. Народ теснил его, и те, кто прикасался к нему, исцелялись от своих болезней. Народ теснил Его так, что он вынужден был отойти к самому краю воды, и здесь увидел две лодки, в которых находились рыбаки, которые всю ночь бывшие в работе, вычищали сети. И  тогда он вошел, как оказалось в лодку Петра, и попросил его отплыть несколько от берега, чтобы каждый мог видеть Его и насладиться словами истины, исходящими из Его уст, и просветиться Духом Небесным. Господь продолжал учить людей, сидя в лодке,  когда же закончил поучения свои, сказал Петру: «Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова». Петр же ответил: «Наставниче, мы всю ночь трудились и ничего не поймали, но по слову Твоему я сделаю, как ты  просишь». И отъехал несколько в глубину, забросил сеть, и вдруг сеть наполнилась таким множеством рыбы, что он не смог ее один вытащить, и сделал знак, пригласив своих товарищей на другой лодке Иоанна и Иакова, сыновей Заведеевых, и бывших с ними работников. И вот они вместе вытащили эту сеть и наполнили рыбой обе лодки, так что лодки стали утопать. 

Такой чудесный лов рыбы настолько потряс окружающих, что всех объял ужас, в том числе и будущего апостола Петра. Этот ужас не был таким, который человек переживает в минуты страшной опасности. Это был ужас священный. Это был тот самый страх Божий, о котором мы столько раз слышим в святом Евангелии. Этот страх Божий – начало премудрости. И вот апостол Петр неожиданно проявляет эту самую премудрость, обращаясь к Господу, припав к Его ногам, он говорит: «Господи, выйди от меня, ибо я человек грешный». Что говорит здесь апостол Петр, почему апостол просит выйти от него? Разве мы не призываем Господа, чтобы он простил наши грехи, очистил нас от них и сделал достойными Его. Нет, апостол Петр говори о том же самом.  Он говорит о том, что сам он не достоин ничего того, только по милости Божией, но может стать тем, чего захочет и потребует от него Господь. И Господь утешает его: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков». То есть станешь великим апостолом. И в сети Духа будешь улавливать многие и многие человеческие души.

Господь промыслительно дал познать улов и сеть пустую, как труждающихся без Христова благословения, до пришествия Христова. До пришествия Христова над всем человечеством простиралась ночь. Равно трудились и иудейские учителя, и пророки, и греческие философы и мудрецы. Все они старались уловить своими сетями, хотя и глубокомысленно заброшенными, поймать частицу истины. Иное дело, когда Господь пришел и открыл на тайны Царства Небесного, тут то мы и обрели смысл жизни на земле, всего человеческого рода.

Апостол Петр не мог сразу вытащить эти сети и сделал знак своим товарищам. Товарищи, которых призвал апостол, символизируют тех учеников апостольских, тех пресвитеров, епископов, священников, которых призвали апостолы на помощь себе. И эти священники также проповедуют истину, как и участвуют в вытягивании сетей Божиих, и стараются по мере сил быть действительно рыболовами Божиими, чтобы как можно больше людей спасать и ловить своей сетью. Они учат нас тайнам Царствия Божия, проповедуя Евангелие. То же самое проповедовал Господь Иисус Христос, ничего не убавляя и не прибавляя, и ничего не искажая.

И далее, если проповедник, подобно мне, является косноязычным, все-таки он говорит не свое. Он говорит о слове Божием, стараясь наставить нас по слову Божию. Не от него происходит учение, но только от Бога. Подобно тому апостол Петр трудился всю ночь сам со своими товарищами и не поймал ничего. Подобно этому, если он забудет о слове Божием, забудет о Христе, забудет о всеоживотворяющем Святом Духе, то сам собой ровным счетом не сможет научить людей ничему доброму. Так, будет греметь, как пустая погремушка, как, увы, к сожалению мы можем много видеть и слышать так называемых реактивных людей, которые будут нас учить чему? Иногда просто стыдно бывает за них самих, какую глупость, совершеннейшее тупоумие можно услышать от них. Оставим их, будем внимать слову Божию.

Слово Божие написано как раз для нас, для всех. Не только для высокообразованных, но и для простых. Любой человек, самый неграмотный, едва научившийся читать, уже может и должен понять Святое Евангелие. Должен его читать и впитывать в себя всей душой и всем разумом своим, потому что Святое Евангелие делает нас не только людьми, но и верующими людьми.

Человека, который не знает Евангелия невозможно назвать верующим, а не то, что христианином.  Не знающий Евангелие легко попадает под влияние людей, фантазии, или еще хуже лжеучителям, подпадая под их словоблудие. Поэтому читайте Евангелие постоянно, учитесь, нет другой более глубокой книги, наполненной высоким смыслом, чем Библия. Поэтому читайте ее постоянно. И не просто эпизодически, как некоторые, от «сих до сих».

Читайте, чтобы оно вошло в сердце ваше. Чтобы действительно через Евангелие Господь сам проповедовал нам, создавая из нас действительно христиан. Чтобы как апостол Павел говорил о себе: «Не я живу, но живет во мне Христос». Такое может сказать о себе только действительно истинный христианин, который не только чувствует себя христианином, но и все свои мысли и все свои поступки, все свои чувства черпает из Евангелия, во всем уподобляясь Христу. То есть не сам собой, а через соединение своей воли с волей Божией, всегда подчиняя волю свою воле Божией, соединяясь таким образом со Господом, достигая воли Божией и Царствия Небесного. Аминь.

08.10.2012