О вере. Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима
Архиерейское служение в храме преподобного Сергия Радонежского г. Иркутска
Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас с храмовым праздником, посвященном памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Сегодня предыдущий проповедник напомнил вам, какими подвигами воссиял на небосклоне русской святости преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский. Услышали и о молитве, и о кротости, и о его патриотизме, любви к Родине, о том, что он по сути дела является собирателем Земли Русской. Но самым важным, на мой взгляд, во всем этом, причиной по сути дела всего происходящего, кем был он в этой земле, является то, о чем говорил апостол Павел, - братия, плод духовный есть любовь, радость, милосердие, вера…
И вот именно вере-то и был предан преподобный Сергий Радонежский до всей полноты своей души. Вера, вера в Бога – она руководила всеми его поступками, была смыслом всей его жизни, она была той путеводной звездой, которая вела его в обители Отца Небесного. Да, он обладал такой верой, которая для всех нас, наверное, вряд ли и доступна, потому что это была вера живая, вера кроткая, вера милосердная, вера любвеобильная, вера объемлющая многие и многие человеческой деятельности продукты добрые как таковые. Вера, которая понимала вместе с тем, что в единстве Руси, ее верности Православию, верности вере в Бога возможно самое высшее, а именно – спасение человеческое. И этой верой он был движим и предан был ей до конца.
Сегодня, дорогие братья и сестры, когда каждый из нас вспоминает житие или жизнеописание преподобного Сергия Радонежского, мы должны, как раз, и не забывать об этом самом важном стимуле - стимуле веры. И вместе с тем, некоторым образом, совершенно беспристрастно обращаться к своему внутреннему миру, к своим убеждениям, к своей жизни и, увы, должны будем признать, что наша вера, увы, не таковая. Наша вера где-то на периферии нашего сознания, где-то на краю, где-то там ей дан какой-то маленький кусочек из нашей жизни. А первое, что нас занимает, - это плоть наша и все, что относится к плоти нашей. Мы больше всего заботимся о том, чтоб были сыты, заботимся о том, какова будет наша старость, заботимся о наших детях, чтобы они также были сыты, одеты, и не хуже как другие. Но меньше всего заботимся о том, чтобы они были лучше, а лучше, прежде всего, в вере, чтобы они были чище, чтобы они были способны принять вот эту живую веру, которая даст им основание жить в дальнейшем в согласии, в гармонии с Богом, в гармонии с сами собой, когда человек не думает в отчаянии о суициде, о самоубийстве, а думает, прежде всего, о том, как послужить Богу. А служение Богу – это ни нечто низменное, ни нечто, что заставляет быть рабом как таковым. Христос Спаситель в Евангелии нам говорит, - отныне вы не рабы, но вы Мне братья и сестры. И вот с того момента и мы, просвещенные новозаветным светом, должны были быть именно таковыми, - соучастниками, сотворцами божиими в деле спасения человека, и, прежде всего, самого себя. Что можем мы дать окружающим людям, если сами того не имеем? Вот поэтому-то и должна у нас быть, прежде всего, вера, вера живая, вера творческая, вера деятельная, вера, которая, по сути дела, превращает все в то состояние, когда все, что нас окружает и что мы испытываем, уже носит только один характер – предуготовительный, а чаще - очистительный нам от того, что мы в этой жизни совершаем. Через болезни, через скорби мы очищаемся от своих грехов, а иного пути для нас невозможно и нет.
Многие ли из нас пришли в храм сюда просто по доброй воле? Чаще всего сюда приводят болезни, скорби, всякого рода испытания, всякого рода нестроения, все то, что зачастую омрачает человеческую жизнь. И приходим сюда мы чаще всего в надежде получить хоть какое-то облегчение или хоть какую-то химеру, или какое-то призрачное человеческое счастье. Оно возможно, оно действительно возможно, но только тогда, когда мы будем жить в вере, когда наша вера будет занимать у нас такое место, - в нашей душе, в нашем сознании, в нашем поведении, - что уже не будет места греху, что не будет места неприязни, что не будет места злому слову, что не будет места эгоизму, эгоцентризму, как таковому, что будет место только тому, чтобы радоваться о Господе и то, что заповедал нам Христос Спаситель, нести в мир. Вот почему святые апостолы, за исключением одного из двенадцати окончили-то жизнь мученически, да и Иоанн Богослов, окончивший жизнь, практически свое смертью умерший, он, тем не менее, был на Патмосе заточенным, - вот почему для них жизнь была все-таки счастливой, она была радостной, они видели Бога, они знали Его. Но Христос говорит: «блаженны те, которые не видели, но веруют». Вот поэтому-то мы с вами должны быть блаженны.
Если мы будем верить так, то для нас станут понятны и труды преподобного Сергия Радонежского, - почему он был молитвенником, почему он удалялся, почему он трудился во благо Родины и каким образом. Если не будет этого состояния, - то все труды тщетны, все бесполезно и все по сути дела будет для нас не спасительным, а губительным. Задумаемся об этом и призовем преподобного Сергия Радонежского нам в помощь и разумение, да наставит он нас на пути, ведущие во спасение. Я вновь поздравляю вас с праздником и призываю на вас Божие благословение.