Проповедь митрополита Вадима на праздник Казанской иконы Божией Матери в Казанском храме поселка Тельма
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры. Я сердечно всех вас поздравляю с храмовым праздником, посвященным преславной и удивительной иконе Божией Матери, именуемой Казанская. Этот образ для многих из нас является знакомым и почитаемым. И не случайно, наверное, на всей Руси, если есть храмы, посвященные иконе Божией матери, то непременно среди них главенствует по числу именно именуемые казанскими. Потому что удивительные дела, удивительные чудеса происходили от этого образа. Обретена, была эта икона совершенно чудодейственным образом. Многие поколения русских людей молились перед этой иконой и получали покров, заступление, исцеление, наставление и утешение. Потому что эта икона, наконец, является по сути иконой государственной и ассоциируется с таким явлением как почитание Казанской иконы Божией Матери.
Для нас эта дата имеет большое значение, потому что этот храм освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. И в этой связи для всех нас это радостное событие, связанное со многими индивидуальными переживаниями, нашей религиозной восторженностью и нашим религиозным упованием, нашей верой и нашей надеждой, потому что и мы также как и все люди приносим сюда, прежде всего, свои скорби и печали. И она, Заступница усердная рода христианского, всем нам помогает. Помогает тогда, когда происходит наше обращение от очищенности души своей, во глубине сознания, верою, верою не просто умозрительной, но верою живой. Тогда, когда нам действительно это необходимо. Вот поэтому-то от этой иконы и бывают различные проявления, которые бывают, как говорил Христос Спаситель, по вере вашей да будет вам.
И нам приятно, что к этому дню, святой храм этот обрел столь чудесный образ. Он украшен как никогда. Может быть только изначально, когда был построен, и многие доброхоты приносили сюда украшения, украшали храм, потому что это было потребностью их души, это было глубокое осознание чувства веры, и потому этот храм, наверное, являл этот прекрасный образ. И тем не менее хочется отметить, что сейчас храм действительно радует глаз. Радует сердце. Радует душу. Потому что действительно вспоминается что храм – это особое место присутствия Божия. Здесь собрано столько святынь. Здесь происходят Таинства. Радость в том, что у храма рядом находится храм, посвященный иконе Матери Божией, именуемой Прибавление ума, потому что это всем нам необходимо.
Есть другие объекты, которые войдут в инфраструктуру, включающую в себя этот Казанский храм, посвященные, прежде всего, тому, чтобы было интересно проводить время с единомышленниками, с нашей молодежью, с нашими прихожанами. И мне радостно, что этот святой храм являет собой не только прекрасное зрелище с точки зрения эстетической, но и является приходом, духовным центром, который объединяет народ. И так радостно видеть здесь людей. Мне довольно часто приходится бывать в этом храме, когда я проезжаю мимо, непременно захожу в храм и всегда нахожу, что здесь постоянно кто-то присутствует. Одни молятся и изначально любуются храмом, другие, может быть, зашли сюда и стесняются своего чувства. Но, тем не менее, благодать Божия, которая живет в этом святом храме, она непременно действует на этих людей. Сюда приходят люди неслучайно. Ни одного нет, кто бы прошел сюда случайно. Христос Спаситель приводит людей сюда. Преблагословенная Дева Богородица заботится о том, чтобы мы обрели свой путь через этот святой храм. И это на деле происходит, потому что Христос Спаситель говорит, не вы меня избрали, - Я вас избрал. И как бы хотелось, чтобы это избрание мы с вами оправдали.
Как бы хотелось, чтобы пребывание в храме стало для нас естественной потребностью, ежедневно, ежепразднично, но если не удается, то хотя бы раз в неделю, который мы должны по Ветхому Завету, не говоря уж о новозаветном содержании, посвятить тому, чтобы пребывать в храме. И в этот день, от которого зависит наша с вами жизнь, всего несколько часов посвятить Богу. Он сотворил нас. Он Отец Небесный, и от него зависит и наше будущее, которое, однажды начавшись, в момент нашего с вами рождения, никогда не прекращается. Как бы это порой не казалось нашим физическим очам. Когда мы провожаем в путь всея земли человека, когда уходят от нас близкие, а может и не столь близкие, мы естественно скорбим. Это понятно по-человечески. Но, по сути, скорби не должно быть. Если и должна была быть скорбь, то в силу того предвкушения, а каким образом Христос наследует уходящих.
Это столь важно, сегодняшняя евангельская притча о богатом и Лазаре нам об этом и говорит. Богач осужден отнюдь не за то, что он был богат. И Лазарь был водворен на лоно Авраама, читай в райские обители, не за то, что он был удивительно беден. Отнюдь нет. А дело в том, каким образом они пребывали в этом состоянии. Один не знал, что делать с богатством, не знал, как им распорядиться. Проводил время на пирах, и по сути вел разгульный образ жизни, служил прихотям, а можно сказать, похотям тела своего извращенного и стремящегося к плотским удовольствиям.
И он, конечно же, знал Лазаря, который был при пороге его, но никогда он не обратил внимания на его страдания. Никогда, ничем, ни единым динарием он не помог человеку, для того, чтобы он утолил свой голод, прикрыл свое обнаженное тело, не дал ему те начатки, чтобы он смог вновь начать свою жизнь, чтобы она протекала не столь бедно. Он был лишен крова и всякого пристанища, терпя голод, испытывая немощи и всякого рода поругания, которые ему зачастую приходилось слышать от тех, кто проходил мимо этого дома.
И вот поэтому-то и была участь богача таковой. Потому что он, обладая несметным богатством, не смог им правильно распорядиться. Он не видел в Лазаре образ и подобие Божие. Он не видел в нем подобного ему человека. Он не видел страдания его. Он их, в общем-то, не заметил. И по сути, он только тогда увидел его, когда увидел его на лоне Авраама. И тогда пребывал в таком состоянии, о котором говорит Христос Спаситель, плач и скрежет зубов. Неслучайно в этом состоянии он просил, чтобы хотя бы послал Авраам Лазаря, чтобы он омочил конец одежды своей, которая не была столь ветхой, она была прекрасной, и краешком ее он оросил бы его уста, которые жаждали пить. Хотим мы этого или не хотим, но это есть.
Может быть, горько осознавать, но такой выбор стоит перед каждым человеком. Либо райские обители, но для этого нужна праведная жизнь, как жизнь праведного Лазаря, который все терпел в силу того, что не мог ничего сделать уже. В силу того, что был беден. Он это все терпел. Но у него не было одного – ропота. Он не роптал. Он все воспринимал как дар Божий, жизнь и такую, как волю Божию. И это спасло его. Это вознесло его в вечность, которая столь кардинально отличается от вечности, в которой пребывает тот богач. Это вечность, о которой Иоанн Богослов говорит, око человеческое не видело, слух человеческий не слышал, на ум человеку не приходило, что уготовал Господь любящим Его. Потому что он жил по Божьи и был доволен своим состоянием, не роптал и к людям относил свои самые добрые пожелания, в той мере, какой мог. Но так случилось в жизни, что итог этих двух жизней был столь различен. И далее была пропасть по сути непроходимая. Это для нас очень важно. И должно бы определять наше с вами поведение уже здесь на земле. Потому что для нас вечность начинается не тогда, когда мы предстанем перед очами Божьими, получим или осуждение или оправдание и будем вселены в те или иные обители. А потому что жизнь наша начинается уже теперь. Наши дела являются сопроводящими нас в те или иные обители. Каким мы хотим видеть удел свой?Это должно быть заботой первостепенной.
Сегодня, дорогие братья и сестры, я вас поздравляю с четырехсотлетием главного события нашей Отчизны – освобождением от иноплеменников города Москвы, окончанием смуты, которая царила на Руси. Мы знаем что героями, освободившими Москву от поляков и других иноземцев, были посадский Минин и князь Пожарский, которые с Нижнего Новгорода собрали ополчение, тогда как регулярное войско распалось. И собрали они войско из тех доброхотов, которые своей волею пошли в бой на Москву и освободили ее. Вот для нас эти исторические события имеют огромное значение.
Потому что если мы поймем, почему это возможно было – захватить нашу столицу, изгнать все доброе, что хранилось в нашем народе. Нас хотели окатоличить, хотели привести разными способами к польскому царю и прочее, лишить самостоятельности русский народ. Хотя он таковым всегда был. Он никогда не был подвластен иноземным владыкам.
И в этой связи мы видим день народного единства и согласия. Мы видим то, что по сути и определяло эту победу. Единство и согласие. Как хочется и теперь в это нелегкое время пожелать всем нам единства. Пожелать всем нам согласия. Согласия во Христе, согласия в вере, согласия в любви, согласия в нашей жизни, чтобы окружающие видели образ и подобие Божие.
Итак, если человек согрешает, если делает неправедные дела, мы должны точно также видеть образ и подобие Божье в этом человеке, и ангел Господень, приставленный к нему, скорбит о жизни этого человека, но, тем не менее, он к нему приставлен. То что человек делает неправильно, является, по сути, действием сил зла. Этому необходимо противостоять. Этому нельзя поддаваться. Потому что это образ и подобие Божие. Потому что мы располагаем правом выбора, которым мы располагаем, потому что мы вершина творения Божия. Об этом нам никогда не нужно забывать.
А если забудем, то будем теми Иванами, не помнящими родства, которыми была полна история предыдущего столетия. Вот потому-то нам важно, чтобы наше единство зиждилось на Православии, зиждилось на духовных ценностях, на православной морали, нравственности, определяло нашу с вами жизнь, наше с вами поведение. Если мы будем жить так, то для многих из нас станет очевидно по какому пути идти и какой выбор сделать. Я призываю вас сделать тот выбор, который привел бы вас на лоно Авраама, в небесные обители.
Я вновь и вновь сердечно поздравляю вас с праздником и призываю на вас Божье благословение.