Проповедь митрополита Вадима в день престольного праздника в иркутском храме Архангела Михаила
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры. Я сердечно вас всех поздравляю с храмовым праздником, посвященным памяти Архистратига Божия Михаила со всеми небесными силами.
Кто из нас не восхищался ангелами, ангельским миром. Кто из нас не хотел быть бы подобным той славе, той возможности, тому предстоянию перед Богом, тому дерзновению, которое имеют святые ангелы. Мы знаем о них, как существах, которые являются богоподобными. И они наделены многими свойствами, подобными божественной сущности. Одним из таких свойств является свобода воли. И это очень важно, потому что этим ангелы не просто служители, не просто благовестники Божии, что само по себе уже бы являлось прекрасным. Но они служение свое несут осознанно. И вправе, имеют на то природу как таковую, выбирать служить ли добру в лице Бога или падшему ангелу – Деннице, который увлек за собой тоже множество ангелов. Только часть ангелов отошла к деннице. Но основное большинство осталось верным Творцу и Создателю, сиянию славы, божественной благодати, славы, которая исходила от Святой Живоначальной Троицы, именуемой единым Богом.
Поэтому когда мы взираем, каким образом является для нас служение ангелов, то мы испытываем восхищение. Они действительно могут быть вездесущи, они невидимы, они являются проводниками слова Божия, проводниками воли Божией, они являются благовестниками, они являются в тоже время и молитвенниками, целителями, путеводителями и охранителями, и покровителями. И множество множество видов деятельности ангелов, им присущих по благодати Божией. Но есть одно, что всех их роднит и является неизменным. Именно ангелов добра. Это то, что они являются проводниками Божественной благодати, божественной воли, того много, что доходит до нас. И они не случайно были основоположниками основных событий, произошедших в сфере нашего спасения. Таковым образом они часто являлись в Ветхом Завете. Так они в образе ангелов являлись в лике Святой Троицы. Они благовестили Преблагословенной Деве Богородице о рождении Спасителя, начале нашего спасения в праздник Благовещения, когда для всего рода человеческого наступило давно ожидаемое избавление. Так долго ожидаемое с момента грехопадения наших прародителей Адама и Евы. И все это человечество жило в ожидании избавителя Мессии, который спасет мир от автоматического преселения по смерти в обители Аида, в обители шеола, в обители адские, которое по сути дела являлось непременным законом.
Как бы не жил человек, как бы он не старался в какой-то мере угодить Богу, но, в в силу того, что закон Бога был для человека не исполним, в силу слабости человеческой природы, так как грех вошел через наших прародителей и, значит, и на все последующие поколения, и таковым образом не мог человек наследовать обители райские. Первым, как мы знаем, вошел туда разрушитель всякой смерти Христос Спаситель. А вторым в Рай вошел благоразумный разбойник, который во время своих страданий на кресте сказал Христу: «Помяни мя во Царствии Твоем». И Господь Спаситель тотчас сказал ему: «Сегодня будешь со мной в Раю». Так и случилось. Не ветхозаветные пророки, которым было откровение Божие и прочие люди, но сам первый хулитель, раскаявшийся разбойник первым наследовал обители Отца Небесного, обители райские.
Когда мы говорим об ангелах, то это для многих из нас действительно является столь подражательным. Как много для нас в этом слове сказано. Это и благовестник, прежде всего, это то, что он исполнитель воли Божией, эта та просвещенная плоть, настолько газообразна и растворена, что нами зачастую просто не воспринимается, и только отдельными праведниками, отдельными людьми достойными видятся святые ангелы. Увидит их каждый человек. Но в какое время, это действительно от нас закрыто тайной. Но чаще всего это происходит тогда, когда человек уже лежит на смертном одре.
И вот тогда происходит та же борьба, которая происходила и на Небе, когда сражались две силы: сила Господних Божиих ангелов, Богу верных, и сила, которая последовала за Денницей. И, конечно же, мы знаем, что наступит окончательное осуждение сил зла во Второе Страшное Пришествие Господне.
И, тем не менее, мы помним, что до той поры они стоят и увлекают человека по тому пути, по которому сами пошли, пути гнусному, являя вид гнусный, как говорил преподобный Серафим Саровский. И таковым образом для многих из нас это должно быть поводом для размышления.
Одна из наших сестер монастыря рассказывала, что когда умирала ее мать, она воочию увидела, как эти силы зла пытались затянуть к себе, летали вокруг умирающей женщины. И только то, что творилась молитва, читалась Псалтырь, творилась молитва и церковная, это не дало им коснуться ее. Но эту силу почувствовала, это, конечно же, было дано ей для укрепления веры, для созидания, для того, чтобы никогда уже не было сомнений. Это действительно очень важно понимать, что такая борьба будет за душу каждого человека.
Когда мы говорим иногда довольно легкомысленно о смерти, вот умрем и куда пойдем, это совсем не так. Прежде всего, умереть очень тяжело. Вы пройдете такой путь, который и представить невозможно. Кому-то из оставшихся в живых этот путь приходилось пройти. И они знают, что это такое. И что интересно, как правило, пройдя этот путь, очень нелегкий, возвращаться на землю не хотелось, никакого желания не было. Потому что вспомнишь, что опять это следует пройти, не миновать этого испытания. Потому нельзя относиться совершенно легкомысленно к тому акту, который мы называем смерть. Смерти как таковой, которая предстает в нашем воображении как исчезновение, нет, есть переход из одного состояния в другое. И очень важно, каковым будет это состояние после смерти. Но начинается этот путь значительно ранее. С момента рождения нашего здесь на земле. Даже ранее с момента зачатия. Как зачат был ребенок. Как его вынашивали. Каким образом происходило чревоношение. Предавался ли человек каким-то плотским неумным удовольствиям, которые только кажутся доставляющими удовольствие, а на поверку являются химерой. Либо этот человек готовился к рождению нового человека, и ходил в храм, и причащался. С рождения младенца воспитывал его в храме, причащал его Святых Страшных Животворящих Тайн. И как резко отличаются эти дети, которые являются церковными, которые являются вдохновленными, которые являются освященными Святыми Дарами. Они резко отличаются. Отличаются, прежде всего, своим внутренним миром. Ощущается уже в маленьком существе. Отличаются своим внешним поведением. Когда приносят к чаше ребенка, казалось бы спокойного, который начинает вытворять у чаши неведомо что. Потому что силы зла не хотят, чтобы он водворился в селениях праведных, чтобы он принял эту благодать освящающую, которая дается в Церкви, и которая нами ощутима. Действительно это пребывание в Церкви для многих из нас является не очень даже и понятным. Потому что чаще всего приходим сюда, имея лишь только внешнее побуждение, большие скорби, страдания, от которых мы не видим избавления, когда мы теряем уже всякую надежду, мы устремляемся сюда в храм.
Кто из нас действительно может сказать, что он пришел от благополучия. Наверное, это единицы. Сюда приходят бедами, скорбями, болезнями, различного рода искушениями. Мы сюда приходим как во врачебницу, чая исцеления свой страждущей душе. Получить исцеление и своей плоти. Иногда, может быть, не всегда находим это исцеление. Думается, оно непременно грядет, в той степени только, которая нам во благо. Потому что мы помним евангельские примеры, когда Спаситель, изгоняя бесов из людей, говорил иди и не греши, ибо если враг рода человеческого обрящет твое сердце готовым, приведет с собой еще бесов и вселятся там. И мы в своей жизни должны это разуметь и понимать. И даже если она сопряжена с определенными испытаниями, это чаще всего то, что подается за наши прегрешения, а иногда и в назидание. Потому что каким то образом стесняемыми бываем, мы мало думаем. И лишь только когда мы обретаем силу, обретаем физическое благополучие, что только в наших головах не пролетает. Чего мы только не хотим. И никогда не ограничиваемся тем, что имеем. Больше и больше плотских удовольствий, больше и больше физического благополучия, и не всегда думаем - на пользу ли оно нам. Часто мы не можем им распорядиться. Не случайно говорят так – с жиру бесится. Именно потому, что его благополучие не позволяет ему замечать ничего. Примеров много тому, и в притчах Христа Спасителя, и в жизни.
Когда мы говорим про ангелов, мы невольно обращаемся к тому, как и нам хотелось быть такими просветленными какими являются ангел, хотелось бы наследовать то причастие благодати, которой сподобляются они. И вместе с тем, сегодня как вы слышали в апостольском чтении, апостол Павел прямо говорит: «Человек мало чем умален от ангелов, и человеку предана Отцем Небесным вся суть дел Его». То есть по сути человек является венцом творения, о чем Христос Спаситель неоднократно говорил. Об этом вещает нам святой апостол Павел и другие апостолы. Если мы венец творения Божия и таковым же образом вместе с тем, когда нам все предано, все должно служить нам, но не служит. Отчего же так? Оттого, дорогие братья и сестры, что мы потеряли в силу своей греховности. И уже не только греховности, которая нам досталась по наследству, и которая досталась нам от прародителей, но и своей личной греховностью. Вот именно в силу этого природа и не служит нам. В силу этого она нам часто угрожает гибелью, различного рода нестроениями, разрушениями, болезнями как таковыми. Природа не служит нам, потому что мы пребываем в состоянии греха, и таковым образом являемся не сотворцами Божьими. Господь посылал ангелов, поскольку он творил их безупречно светлыми и безупречно святыми, безупречно безгрешными, имеющими печать вечности. А то что мы зачастую творим, трудно представить себе. Для нас уже стало совершенно обычным какие-то человеческие логики, скорее всего измышления, которыми люды пытаются оправдать те или иные свои беззакония.
И это происходит и в глобальном масштабе, и персонально. В глобальном масштабе, когда принимаются какие-то нормы и законы, которые упорядочивают грех. Это происходит во Франции, когда пытаются узаконить сожительство однополых существ. И мало того, они хотят дать им возможность брать на воспитание и воспитывать детей. Те из вас, кто знает, известно, что одинокому человеку, не имеющему полной семьи, нельзя было взять на воспитание ребенка. А здесь просто заведомо предают содомлянам. И как бы они не хотели призвать к какой-либо терпимости, но это зло есть. Мы помним с вами библейский сюжет, каковая участь постигла содомлян, ни исчезли с лица земли. И жена Лота, обернувшаяся, превратилась в соляной столб, хотя имела повеление не оглядываться, чтобы там не происходило. Это исторический факт. Это доказано, что были на земле такие города, которые провалились под землю. И во поэтому, приспосабливаясь, человеческие страсти опускают высокую рамку нравственности под свой уровень. Человек думает, что таковым образом он успокоит свою совесть.
Если наша совесть не поражена грехом, если она не изувечена, до такой степени, что уже не воспринимает голоса разума, голоса Божественного, что заложен в нас вместе с нашей совестью, то совесть наша непременно скажет, что это есть грех. А мы с вами, живущие здесь на земле, космонавты, когда взлетают, видят: она такая небольшая. И чего достойны одни, также распространяется и на всех людей. Вот поэтому для нас является так важно, чтобы нравственность была перманентная, была стабильная, которую получили мы от Господа. Не от людского помысла, не от людского хотения как такового, не могла нравственность возникнуть от человека. Что ни заповедь, мы конечно же понимаем, она жизненно необходима. Она одна единственно им может быть приемлема здесь на земле, дарует нам сносную жизнь. Но чаще всего от своего пораженного грехом разума творим заповеди безнравственности. Как говорит пророк Давид, плоть свою не возненавидит, но всякий питает и греет. Поэтому человечество служит своим страстям, порой в самых низменных проявлениях. Здесь необходимо удержаться, помня, что никакого послабления не будет.
Заповеди Божии, жизнь во Христе – это удел не только священников, архиереев, каких то особых праведников или монахов. Нет заповедей для монахов и для мирян. Она для всех одна. Они для всех. Поэтому каждый из нас пред Богом даст ответ по всем заповедям. Избежать их невозможно. Если думать, что одну мы совершаем, то другую можно игнорировать, то мы ошибаемся. Мы должны жить по этим заповедям. Конечно, горько свидетельствовать и другое, когда мы читаем у святых, то обращаем внимание на тонкость их духовного пути, который зачастую не понимаем. Действительно, а что мы можем сказать о таком явлении как молитва. Что она для нас представляет? А святые говорят, что молитва бывает словесная, молитва бывает умная, молитва бывает сердечная, когда и слов не надо. Кто может сказать, что ему знакомо это состояние? А именно так Серафим Саровский тысячу дней и ночей провел на камне. Мы представить себе не можем, но он не мог в лесу читать книги. Да и если бы пожелал, ему необходимости в этом не было. Его сердце напрямую беседовало с Богом.
Ежедневно лилась эта молитва. Но кому из нас это достижимо. Мы с вами стоим на примитивном уровне этого пути, потому что высоты духа, совершенства для нас являются как некоторые заоблачные космические дали, которые мы даже не можем себе представить. Только слышали, что они есть но представить даже невозможно. Для нас злободневной является совершенно конкретная этика поведения, которая подразумевает собой строгое соблюдение заповедей ветхозаветных. Не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и матерь своих, не пожелай жены искреннего своего, не прелюбодействуй и так далее. То заповеди блаженства, когда Господь, не желая давать элемент насилия, а напротив как некоторую альтернативу: «Блаженны нищие духом». И для нас что это такое? Это состояние нищеты духовной. Это осознание того, что мы должны понять, что нечем нам гордиться. Даже по отношению с другими людьми. У нас столько всего, что мешает нам просветлению ангельскому.
Далее следует: «Блаженны плачущие». Здесь подразумеваются, что возложенный на нас крест страданий мы должны нести безропотно, не должно быть ропота как такового. И чистоты сердечной, и миротворцы, потому что кроткие наследуют землю, потому что милостивые помилованы будут, и в конечном итоге для всех нас важно одно. На что мы можем рассчитывать? Рассчитывать мы можем тогда, не случайно я вам говорил о том, кто вошел первым в Царствие Божие, на то покаяние, исповедание Христа. Тот, кто был распят по правую сторону от Христа произнес: «Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое». Таким образом, для нас является самым важным, чтобы было на нас милосердие Божие. А милосердие Божие на нас будет тогда, когда все свои желания, все свои действия мы будем предпринимать для достижения Царствия Божия, соблюдения заповедей. Все существо человека должно служить этому. Этому способствует и помощь ангелов, и их молитва,, и их заступление, заступление прежде всего ангела хранителя. Я питаю надежду, что каждый день молимся вечером и утром ангелу, который отвечает за нашу душу, и который часто бывает огорчаем от нас.
Таким образом, мы должны соблюсти эту нравственность. И не только для себя, но и для нашей семьи, для наших детей. Потому что мы стремимся обеспечить детей всем. Одеть его, иногда это бывает даже не на пользу ребенку. Иногда видишь малых детей, а они уже увешаны золотыми украшениями, и это напоминает нечто неподобное и несуразное. Пытаемся заботиться, чтобы они были сытыми. Пытаемся им дать определенное образование. Но очень мало задумываемся о их воспитании прежде всего в духе истины, которая даровала бы им настоящую жизнь. Которая созидала бы из них здесь на земле небесных граждан. Истину, которая открывается нам в Боге. Много ли мы видим детей в храмах? Немного. А часто хотелось бы, потому что это должно для нас быть первостепенной заботой. И не думайте, что ответят только они. Вы будете видеть, как они наследуют те или иные испытания, и ничего не сможете сделать. Потому что мы ответственны за те поколения, которые грядут за нами. Равно как и на нас сказывается то, как жили наши предки.
Призываю на вас Божие благословение. Аминь.