Торжество Православия
Проповедь иерея Сергия Новикова
Сегодня мы празднуем Торжество Православия.
Мы не рассматриваем Торжество Православия как возвышение какой-то религиозной организации. Торжество Православия – это и не победа одного из религиозных течений над всеми остальными.
Торжество Православия – это в первую очередь торжество чистоты Православного учения, торжество Истины Христовой.
Этот особый памятный день был установлен Церковью в 9-м веке, после 7-го Вселенского Собора.
Вселенские Соборы созывались для того, чтобы аргументировано осудить те или иные отклонения от истинной веры, то есть ереси. И за 9 веков существования христианства очень много ересей проявили себя.
Именно на Вселенских соборах был вынесен догмат о Пресвятой Троице, догматы о Божественном и человеческом естестве Иисуса Христа и т.д. А на 7-м Вселенском соборе был установлен догмат иконопочитания.
К 8 веку в Византии христианство было государственной религией уже давно. Были построены храмы, среди почитаемых святых были уже не только апостолы и мученики, но и преподобные, святители… Святых почитали, в честь них освящали храмы и, конечно же, писали иконы.
Тем не менее, внутри Византии к иконам относились очень по-разному. В некоторых местах были известны случаи, когда почитали не только изображенных святых, но и сами материалы иконы. Например, соскабливали часть краски с иконы и добавляли ее в вино при совершении литургии. Или же служили литургию не на престоле, а на иконе, чтобы принимать Причастие из рук какого-либо святого или Пресвятой Богородицы.
В областях, граничащих с мусульманскими странами, наоборот отошли от почитания икон. Объяснялось это тем, что Бог неизобразим. Под влиянием епископов из этих областей находился и сам император.
Когда в 726 году произошло извержение вулкана неподалеку от острова Крит, Византийский император Лев принял это за знак Божьего гнева на идолопоклонство Византийской империи. То есть за поклонение иконам. Так началось иконоборческое гонение.
Только в 787 году, через 60 лет, императрице Ирине удалось созвать собор, на котором было окончательно установлено иконопочитание. Собор постановил: «Изображение служит нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога Слова». Также и иконы Пресвятой Богородицы и святых, «ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним».
Как нам с вами известно, Господь посылает нам испытания для того, чтобы дать нам возможность понять свои слабости и стать сильнее. Точно так же Он попускал появление ересей внутри Церкви, чтобы очистить Истину от всевозможных искажений.
Но в наше время мы все чаще слышим о том, что все религиозные учения – это лишь разные пути к одному Богу. Что, вроде как, везде одно и то же: все призывают к доброте, взаимопониманию, помощи бедным, любви к ближнему… И зачастую православные верующие соглашаются: а ведь и правда! А ведь и правда в Евангелии говорится о том же самом: о любви к ближнему, о доброте… А может, действительно не так уж велика эта разница между православным, католиком, протестантом, свидетелем Иеговы?
И вот тут, дорогие братия и сестры, самое время вспомнить о том, ЧТО защищали на Вселенских соборах Святые отцы.
Что представляет собой улыбающийся Свидетель Иеговы? Он отрицает Божественную природу Христа. Для него Христос – человек, который скоро придет на землю, станет во главе мирового правительства, объединит все народы, сделает мир справедливым… Именно такого Христа ждали 2000 лет назад Иудеи. Именно такого Христа ждут они до сих пор.
И именно так описывает Антихриста апостол Иоанн Богослов.
Посмотрите, как далеко может завести нас отступление только от одного из догматов Православия.
Так будем же, дорогие братия и сестры, держаться веры Святых отцов, держаться Символа Веры, который мы все поем на каждой литургии. А для этого нужно знать и разбираться в сущности того, во что мы верим. Читать, познавать и размышлять.
И именно осознанное следование догматам Православия, осознанное исполнение Христовых заповедей, поможет нам присоединиться к Торжеству Небесной Церкви. В чем да поможет нам Бог.
Аминь.