Проповедь на 2-ю неделю Великого Поста протоиерея Виктора Холодкова
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа !
Братия и сестры! Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы.
Святитель Григорий, архиепископ Солунский, родился в Малой Азии в 14 веке. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь. Отец Святителя Григория стал крупным сановником при императоре Андронике, но вскоре умер, и сам император принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Юноша обладал прекрасными способностями, он без труда освоил все предметы высшего образования, но что намного важнее - он получил христианское воспитание. Император хотел, чтобы Григорий посвятил себя государственной деятельности, но тот оставаясь равнодушным к политике и миру, достигнув 20 лет удалился на Святую гору Афон и поступил послушником в монастырь Вотопед. Примечательно, что мать святителя и его сёстры также приняли монашество.
Проводя жизнь весьма благочестивую, под руководством опытных старцев и стремясь ещё к большему совершенству, святитель Григорий поселяется в небольшой отшельнической обители, где учился уединению и безмолвию. Так он подвизался много лет. Старцы, увидев его дарования, рукоположили его в сан присвитера. Святитель стал проповедовать, писать богословские труды. Одно из самых больших и важных его творений это так называемый " Томос веры". В нём свт. Григоий говорит, что образ Божий в нас-это свет не физический, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь наш Иисус Христос в час Своего Преображения. Это свет славы Божией, свет нерукотворный, его нельзя уничтожить, он присущ каждому из нас.
Вспомним беседу Мотовилова с преподобным Серафимом Саровским? Когда Мотовилов спросил старца "Что такое Царствие Небесное и Слава его? " И старец ответил" Я тебе покажу" - и показал. Он был весь осеян светом и Мотовилов пережил то, что пережили апостолы на горе Фаворской в Преображении Господним - им стало так хорошо, что не хотели уходить, а хотели сделать три кущи и остаться там.
Григорий Палама свой труд начинает словами "Мы причастники Божества". И святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святителю приходилось бороться с еретиками, которые искажали истину православия самыми различными способами. И возвращаясь к сегодняшнему дню мы видим, что эта борьба не закончена. С экранов телевизоров, радио, сми, мы ежедневно можем наблюдать те потоки лжи, направленные на православную веру, как противостоять ей? Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас есть. Так вот, чтобы открыть его в себе, нужно быть не противниками того, чему учит Церковь, а её послушниками. И если человек принимает это послушание и идёт под Её материнский покров, то Церковь протягивая руку на встречу и обязательно приведёт вас к фаворскому свету.
Аминь.