Неделя 5-я по ПАСХЕ, о самаряныне. Проповедь протоиерея Николая Лыскова

Неделя 5-я по ПАСХЕ, о самаряныне

Проповедь протоиерея Николая Лыскова

Во имя Отца,и Сына,и Святаго Духа.

Праздничные песнопения нынешней Недели говорят нам о «воде живой», которую Господь хотел дать самарянке.

Что же это за вода?...Беседа Господа с самарянкой - не случайная беседа  с одной из встретившихся на пути женщин, а событие, промыслом Божиим во спасение предусмотренное, имеющее глубокий смысл.

В событии у колодца Иаковлева, связь с началом истории человечества.

Некогда змей-искуситель воспламенил в душе Евы жажду вкушения запретного плода. Желания,  явно обманчивые, усилившись в душе, затуманили её (еще бы «будете как боги»), пробудили жажду наслаждений земных. После же грехопадения жажда запрещенных наслаждений переросла в страсть себялюбия. Но как нельзя совершенно заглушить природных потребностей, так и нельзя заглушить и природного тяготения души человека к Богу. И в совести, которая является в человеке голосом Божиим, более всего природное тяготение жизни в Боге. И чем больше человек заглушает в себе голос совести, тем сильнее  она начинает заявлять свои требования. И тогда (особенно не верующему человеку), хочется забыться в каких-нибудь заботах, развлечениях, потом не находя в этом успокоения, человек начинает искать покой в смерти, закрывая глаза на бессмертие души. Это томление совести и есть жажда правды. Эту жажду утолить и пришел на землю Христос.

Итак, в встрече с самарянкой вступает в спасительную беседу Христос,желая исправить вред, происшедший некогда от беседы проматери Евы со змеем. Эта женщина забыла о Боге, о душе, жила ради наслаждений(имела шесть мужей). Но вот Господь пробуждает в ней голос совести, говоря о «воде вечной жизни». Оттого и вопросы у самарянки: «Какое поклонение угодно Богу, самарянское или иудейское». Христос говорит ей о новом поклонении в «Духе и Истине» - именно оно и есть утоление духовной жажды водою живою. И если столь обильная и приятная была вода из колодца Иакова, то сколь же обильны и сладостны воды из Самого Источника жизни, Который по своей божественной любви к нам носил образ человека.

К этому источнику воды живой, в след за самарянкой пришли и ее соотечественники, а в последствии и все народы.

Тайнозритель Иоанн видел «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и народов и языков, которые Христос водит на живые источники вод и отирает всякую слезу от очей их. Они не будут уже алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. Вечно будут они пить сладчайшее питие любви Христовой»./Апок.7,9; 16,17/

Дорогие братья и сестры, с первых дней детства необходимо хранить сердце, которое в человеке есть источник жизни Божественной, от засасывания тиной страстей житейских, помнить, что этому засасыванию может способствовать всякая незаметная пылинка, мимолетный худой помысл, промелькнувшее и задержавшееся в душе страстное желание.

Сегодня Спаситель сравнивает благодать Святаго Духа с водой, но не стоячей водой болота, а с водой текущей, или как говориться в церковном последовании на Великом освящении воды «скачущей в жизнь вечную»,и называет ее живою. И  мы никогда не должны удовлетворяться тем душевным состоянием, в котором пребываем, мы должны жаждать, мы должны хотеть, мы должны молиться. «Жаждущую душу мою благочестия напои водами»/тропарь праздника Преполовения/.

Аминь.


03.06.2013