Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в неделю Всех святых
После Литургии в Спасо-Преображенском храме г. Усолье-Сибирское
Всечестные отцы, братья и сестры. Я сердечно всех вас поздравляю с праздником, посвященным неделе Всех святых от века просиявших. Это воскресение, первое воскресение после Святой Троицы посвящается именно всем святым, которые сияют на Церковном небосклоне. Это и апостолы, и пророки, мученики, исповедники, это преподобные, это праведные. Их числа, их рода занятия и подвига, можно, наверное, исчислять бесконечно, насколько бесконечно является поле человеческой деятельности.
Одно лишь в этом есть общее, важное, что мы должны себе уяснить. Вспомните пример, когда Христос Спаситель явился своим ученикам по своем воскресении, для многих учеников это был предмет необычайной радости, радости таковой, что отсутствующий в тот момент апостол Фома не поверил даже в факт воскресения. Из-за этого получил он нарицание Фома неверующий, потому что он не поверил факту воскресения. Вместе с тем, это тот Фома, который совсем еще недавно, буквально десяток дней назад, когда устремлялись они в Иерусалим, Христос Спаситель говорил о том, что его ожидает в Иерусалиме, ожидает поношение, биение, и, наконец, самая смерть. Жизнь, которую он должен отдать для искупления мира, апостол Фома сказал: «Пойдем и мы и умрем с ним». Это был призыв другим ученикам, апостолам и собратиям. Таков был он и в жизни. Но было нечто, что являлось для него непонятным. Он настолько воспринимал факт воскресения Христа Спасителя, что понимал, что жизнь человеческая не может уже быть таковою, какова она была до воскресения Христа Спасителя. Она должна в корне измениться. Он видел своих собратьев, учеников Христа Спасителя, таких же малодушных, радующихся как дети, но наделенных теми же слабостями, свойствами, которые были у них и доселе. Так же страха ради иудейского собраны там в ожидании вести от Христа Спасителя.
Это, конечно же, не могло его убедить в факте воскресения. Потому что он явно осознавал, что Воскресенье Христа Спасителя это тот камень, на котором зиждется вера Христова. Это камень, который, по сути дела, превращает человека в носителя иных ценностей. Ценностей не слабых, ценностей не порочных, ценностей не безвольных и не последовательных, а ценностей фундаментальных. Ценностей, которые могли бы быть основанием веры. Камнем непоколебимым. Которые могли бы быть тем убеждением, которые действительно затем позволило самим ученикам Христа Спасителя совершенно безбоязненно, с радостью отдавать жизнь свою во имя Христа Спасителя, с проповедью о Христе воскресшем, как говорит нам апостол Павел. И вот тогда-то убедился в воскресении, когда некоторым образом увидел Христа Спасителя, явившегося к нему. И вот это для многих из нас является некоторым размышлением. Потому что день всех святых празднуется на следующее воскресение после святой Пятидесятницы. Именно Пятидесятница, именно это обещание Христа Спасителя, о том, что иного утешителя пошлю вам. Именно она сделала из этих апостолов из людей слабых – сильными, из людей колеблющихся – непоколебимыми в вере. Из людей малодушных – сделала их готовыми отдать жизнь свою. Из людей малограмотных, едва умеющих читать рыбаков, сделала их пророками, сделала их апостолами, вещающими на многих языках таковые истины, что даже те кто слышал их со стороны, не могли узнать их. И многие считали, что они вещают под действием вина.
Именно благодать Божия в виде Духа Святого, благодать именно в этом явлении Троицы, и Сына, и Святого Духа она снизошла на апостолов, и тем самым она снизошла на все человечество. Очень важно, что эти дары, эти задатки, полученные от Бога в виде даров Святого Духа, важно было не только сохранить, но и возгреть, и дать им таковым образом процветать, чтобы вещать слова вечной истины.
Мы сегодня слышали в евангельском чтении о том, что того, кто не исповедает Бога пред людьми, и Господь не исповедует перед Отцом Небесным. Вот это-то весьма страшные слова. Но справедливые. Страшные, потому что для нас это предмет многих размышлений. Святые, которых мы сейчас прославляем, они успешно их осуществили. Действительно были свидетелями истины божественной, истины Христовой, той, которая является непоколебимой и единой на потребу. Они соблюли во множестве своего подвига эту святость, и мы их прославляем. И к ним мы притекаем тогда, когда испрашиваем помощи на многие наши дела, во всяком случае, должны это делать. Не всегда, к сожалению, это делаем. Именно от них должны бы набраться того, что зачастую не имеем в этой жизни. Они для нас пример. Пример веры, пример любви Божией, пример непоколебимости в истинности, пример служения Церкви, служения человеку, любви к человеку. Пример святости, к которому мы должны стремится.
Нередко в народе бытует мнение: «Ну эта вера – удел святых. Куда уж нам до них». Хорошо, если эти слова исполнены для них глубокого покаяния. Глубокого осознания того, что мы к величайшему сожалению нашему не таковые. Если это слова пренебрежения, если это трудно дается, да и не нужно это для нас. Давайте жить так, как мы живем. Опустим планку своей нравственности до того уровня, который нам удобен. По сути дела мы это и делаем. Не просто в быту. Этим занимается и государства, до того уровня, что находит свое отражение в устройстве конституций. Что мы наблюдаем во Франции и во многих местах, когда однополые браки являются законом как таковым, обязательным к исполнению. В Голландии, например, священников, которые отказываются венчать эти браки, сажают в тюрьму.
Это происходит в просвещенных, можно сказать в демократичных, свободных, как говорят, странах. Отчего свободных? От совести. Свободных от страха Божия. От нравственности. Придумавших такую нравственность, которая не вмещается в обычное человеческое бытие. Что же говорить о Законе Божием. Ведь другого закона нет. И он один. Закон Божий - закон любви к Богу и закон любви к человеку предусматривает некоторое ограничение нас в нашем делании. Чтобы мы были свободны прежде всего от греха. Эта свобода она и является подлинной свободой, говорит нам апостол Павел. Поэтому, братья и сестры, когда мы говорим, что святые достигли совершенства, а нам и невозможно это, это является для многих из нас успокоительным, а так оно не может быть, потому что это губительно. Это трагично. Это гибельно для нас. Открывается бездна адская, если мы так считаем.
Потому что хотим мы того или не хотим, нравственный закон обязателен к исполнению. Евангельский закон, как единственно верный, он является непреложной истиной, которой хотим мы того или не хотим, должны последовать. Если не последуем за ним, у нас есть свободный выбор, то нас ожидает то, что мы слышали в Евангелии. Идите во огнь вечный, где плач и скрежет зубов. Огонь вечный. Не какой-то период, а вечность. И наша с вами жизнь не имеет никакого сравнения по продолжительности с вечностью. Она просто немыслима.
И другое, те кто жил по закону Божию, будут жить, как сказано в Евангелии, унаследуйте Царство Божие, которое уготовано вам от сотворения мира. Это те блаженства, о которых око человеческое не видело, слух человеческий не слышал, на ум человека не приходило, как говорит евангелист Иоанн Богослов, что уготовал Господь любящим Его. Выбор стоит перед нами. Этот выбор и является основным. Это не то что мы зачастую считаем важным в нашей жизни. Мы очень заботимся о своей жизни. Не случайно еще псалмопевец Давид говорил: «И кто плоть свою возненавидит. Всякий ее питает и греет». Действительно это так. Но всему должна быть мера. Во всем должно спасение наше лежать. Забота о нашем спасении. Это должно быть единственным и самым важным. Не случайно Христос Спаситель говорит нам: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды его, и остальное все приложится вам».
Если мы пойдем по пути, который указал нам Христос Спаситель, по тому пути, которые указывают нам святые, если мы пойдем по тому пути, возгреваемые благодатию Духа Святого, тогда для нас возможно спасение. Тогда мы преобразимся. И тогда заповеди станут для нас не пустым звуком, а непременным законом нашей жизни, необходимым для его исполнения. И заметьте, не одна заповедь. Не то, чтобы выбрать одну какую-то. Только кроткие или миротворцы как таковые. Всю последовательность, которую вы слышали сейчас за прочитанным Евангелием. Ступив на этот путь, на эту лестницу исполнения заповедей блаженства, мы должны постепенно восходить по всем этим ступеням. И начинать надо с нищеты духовной. С того, что мы гибнем. Гибнет наша душа. Осознание того, что мы ничего доброго не совершаем очах Божиих. И в очах людей. Что жизнь наша зачастую проходит совершенно бесцельно. Если обратиться беспристрастно внутрь себя, и признать тогда, что зачастую мы в своей жизни мало что сделали доброго. А чаще лишь грешим, грешим, грешим.
Это трагично. Трагично, потому что участь наша печальна. Она жутчайшая. Она губительнейшая. Как горько понимать, что об этом мы узнаем лишь потом, когда уже невозможно будет ничего исправить. То Царство Божие, делание Царства Божия начинается не по смерти нашей, когда мы будем осуждены на временное пребывание в обителях того или иного рода, райского или адского. Это начинается сейчас. С момента нашего рождения. Даже еще раньше. То, что мы заложим, какой явимся тканью. Задумайтесь. Христос Спаситель рожден был от Преблагословенной девы Богородицы. Зачат был от Духа Святого. Подумайте, какая ткань, какое материальное и духовное состояние было у Божией Матери, что она смогла быть вместилищем невместимого. Родить, то что явилось Сыном Человеческим, абсолютно безгрешным. Это просто непостижимо нашему уму. Это есть залог того, о чем мы должны думать. Об этом мы должны думать, создавая семьи. Создавая и рождая детей. Они еще там начинаются. С того состояния, которое мы являем собою.
То, что теперь именуется генетикой, зачастую передается из поколения в поколение. И как трудно бывает переломить человеку гнет, груз грехов поколений, для того чтобы спастись самому и в какой-то мере облегчить участь предшествующих поколений. И вот поэтому-то мы должны заботиться о детях прежде их рождения и дальнейшей их жизни. Конечно же важно их кормить, питать, одевать, их учить, воспитывать, лелеять. Но прежде всего, учите их Закону Божию. Тому, что есть Творец. И Он судия и мздовоздаятель. Есть Творец. И он и помощник, и избавитель. Есть Творец. И он творец нашей вечной жизни.
И вот поэтому-то прославляя всех святых, будем молиться, чтобы на этом пути путешествия в Царство Божие они были нам примером, помощниками и молитвенниками у Престола Отца Небесного. Аминь.
Я сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.