Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в день памяти равноапостольного великого князя Владимира в Князе-Владимирском храме Иркутска

Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в день памяти равноапостольного великого князя Владимира в Князе-Владимирском храме Иркутска

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры. Я сердечно всех вас поздравляю с храмовым праздником. Сегодня для нас этот праздник имеет еще особенную значимость еще и тем, что Святая Церковь сегодня прославляет удивительное событие: 1025-летие Крещения Руси.  Мы прославляем виновника этого события - равноапостольного великого князя Владимира, нашего с вами земляка, нашего с вами князя, государственного деятеля, апостола земли Русской, Крестителя.


Сегодня мы с вами слышали евангельское чтение, которое некоторым образом переплетается с сущностью служения и основой подвига равноапостольного князя Владимира. Мы слышали повествование апостола и евангелиста Матфея, как Христос Спаситель приблизился к земле Гергесинской и увидел больного, одержимого злыми духами. Смилостившись над ним, он повелел злым духам выйти из болящего человека. Эти духи просили Христа Спасителя, чтобы он позволил им войти в свиней. И когда он позволил им, свиньи бросились в озеро и затонули. Когда Господь подошел к граду, то совершенно неожиданно жители вышли навстречу Христу и просили Его не входить в город. Казалось бы, Христос Спаситель, Божественный учитель, который говорил возвышенные слова об истине, и они слышали, что он говорил от других окружающих людей из других селений, но вместе с тем они не хотели пустить Христа Спасителя.

Не хотели они пустить Христа Спасителя, потому что настолько они были привязаны к земным благам, к своему быту, который им представлялся настолько сложившимся, настолько приятным, что они готовы были ради этого терпеть многое, и прежде всего невообразимые страдания своего согражданина, который мятуем был силами зла. И вот потому, что эти силы зла вошли в свиней, которые принадлежали им, они не хотели, чтобы Христос Спаситель вошел в их город. Они не хотели этого, потому что то, что они слышали о Христе Спасителе, заставляло задуматься о смысле своей жизни, о том, как они живут, каковы их ценности. И наверно эти размышления привели бы к тому, что падение земного благополучия – потеря свиного стада, не была бы для них столь болезненна.

Но этого им не хотелось. Им хотелось жить именно таковой жизнью, привязанной к наслаждениям, к богатству, к все большему процессу потребления, где места милосердию, где места правде Божией, которая могла бы должным образом нарушить их привычный покой, не было. Вот поэтому-то они и не захотели пустить Христа Спасителя..

Сегодня, когда мы с вами празднуем событие – 1025-летие Крещения Руси, для многих из нас это событие является поводом глубочайшего осмысления. Потому что когда мы взираем на прошедший этап, взираем на современное нам общество, мы видим, что плоды Крещения не всегда для  нас спасительны. Что приняв христианство, мы в какой-то мере уподобляемся этим гергесинским жителям. Потому что основные постулаты, основные требования христианства являются для нас неприемлемыми. Наше общество в поисках благополучия, в поисках призрачного счастья, в поисках все большего и большего процесса потребления, когда человечество ищет то, что оно ищет, и что не соответствует этому, отвергает. Поиски таковых ценностей не сообразуются никаким образом с христианством. Именно так.

Вот поэтому-то наш отечественный философ Николай Бердяев говорит: человечество изменило христианству, не познав его полностью и не исполнив, оно вместе с тем отвергло его. И что еще более гнусно, не только отвергло его, но и подвергло поруганию именно за то, что само же извратило, само же  представило таковыми адептов христианства.

Действительно, когда мы размышляем о смысле христианства, о его величии, о великой идее, которая заключена в христианстве, то мы, прежде всего, должны помнить, что христианство и Церковь как таковая, это не только и не сколько институт,   созданный людьми. Это не просто какое-то построение вертикали и горизонтали, это мистическое тело Христово. Существует Церковь торжествующая, возглавляемая Христом, состоящая из небесных сил бесплотных и святых, и Церковь воинствующая, кою представляем мы с вами, это именно воины, воины с царством греха. Во всяком случае, должны таковыми быть. Но, к сожалению, в жизни происходит намного хуже. Мы не познав, не достигнув идеала любви, начинаем говорить, что он призрачен, утопичен, не достижим как таковой.

А вот есть другие учения, которые достижимы. Эти учения потому и достижимы, что планка их невысока. Причина в том, что они не имеют в себе высот христианства, которое призывает в своих заповедях, в своем подвиге искупления, которое Господь наш Иисус Христос совершил ради человека и ради его спасения. В этом суть Христова подвига и Христова пришествия.

Были и другие нравоучители, были и другие учители, но дело искупления всего рода человеческого, как говорил Симеон Новый Богослов, и даже предыдущих Христу поколений, разве было что-то нечто в истории подобное, что напоминало бы нам о таком подвиге? Нечто, что говорило о подвиге Христа, который пришел спасти не праведных, но грешных. И вот поэтому-то Церковь воинствующая представляется именно таковою, какова она есть. Да, к сожалению, мы подвержены в жизни грехам. Вспоминая Боккаччо, один из его рассказов, мы помним, как один из его героев, иудей, крестился, когда увидел безобразия, творившиеся в Риме, на удивление его друга пресвитера. Потому что, он сказал, что если все, что творится там, не мешает, и христианство живет в веках, значит оно истинно,  настолько возвышенно, непоколебимо и спасительно, что я тотчас готов принять христианство.

Это происходит и в нашей жизни. Очень часто о христианстве судят по поведению недостойных священнослужителей, нас, адептов христианской Церкви, нас, говорящих о Христе, но порой поступающих даже хуже чем люди, неверующие во Христа. И это вызывает в какой-то мере справедливые нарекания. Это одна из логических ошибок, которая недопустима. Христианство велико. Но, к сожалению, мы адепты его не соответствуем этому великому идеалу. И в том-то и суть нашего призвания, желания получить здесь обилие благодати, чему-то научиться и получить помощь Божию. Получается, что мы осознаем, во всяком случае должны осознавать, что идеал христианства  настолько возвышен, что всегда является для нас предметом устремления, единым на потребу. Вот поэтому-то мы во исполнение заветов равноапостольного князя Владимира прислушаемся к его пониманию христианства, прислушаемся к словам Христа Спасителя о возвышенности Христова учения  и последуем за Христом, вознося свои молитвы прежде всего ко Крестителю нашему, князю Владимиру, чтобы он нас просветил Крещением своим, действительно просветил, чтобы мы были достойны вхождению в обители Отца Небесного.

Я сердечно вновь вас поздравляю с праздником, и призываю на вас Божье благословение.   

28.07.2013