Проповедь митрополита Вадима в день памяти усекновения главы Иоанна Предтечи в храме Ксении Петербургской
Сердечно всех вас поздравляю с праздником! Праздник этот носит весьма трагичный оттенок, весьма трагичные воспоминания о усечении главы честнаго пророка Иоанна. И не случайно этот день является днем строгого поста, когда бы это не случилось, в какой бы день недели.
Сегодня, когда мы вспоминаем эти события, невольно преисполняемся и скорби, и негодования, и, может быть, гнева на тех, кто совершил такое жесточайшее злодеяние. Мы гневаемся потому, что Ирод предал смерти, - по его повелению была отсечена честная глава предтечи Спасова Иоанна, этому способствовала его жена Иродиада, которая в свою очередь научила этому свою дочь, которая плясав на пиршестве, угодила Ироду, и он в безумии поклялся отдать все, что мог. И тогда та наученная матерью испросила голову предтечи Спаса Иоанна.
Историки свидетельствуют о том, что же происходило в том время. Дело в том, что Ирод четверовластник, то есть тот, кому досталась четвертая часть от прежнего царства иудейского, Ирод то этот был весьма не почитаем в народе правителем, служил наемником в лице римских завоевателей в большей степени, предавался различного рода порокам. И однажды, будучи у своего брата, Филиппа увидел у него жену Иродиаду и отбил ее, как говорят у нас в народе, у брата. И предтеча Спас Иоанн говорил: «не подобает тебе иметь ее женою, она жена брата твоего», что само по себе невозможно в силу определенных родственных связей, не подобает потому, что таким коварным образом уведена была, да и по сути дела, имея одного мужа, перешла к другому, - ветхозаветный закон это явно запрещал. Но все было пренебрегаемо, - и богатством и различного рода отношением к такому, можно сказать, не только здравому смыслу, но и букве ветхозаветного закона, которому служил Ирод.
Сегодня, когда мы все это слышим, мы невольно преисполняемся негодованием, но и в то же время размышляем и том, при каких обстоятельствах это совершилось, что предшествовало этому злодеянию. Этому предшествовало пиршество, необузданное. Пиршество, которое не имело предела, пиршество при котором сама дочь Иродиады плясала в самом непотребном виде, что по сути дела являлось неподобающим и возбудило низменные страсти в Ироде, и тот повелел отдать ей все, что она попросит.
Это говорит нам о том, что зачастую и в нашем мире, когда мы сообразуемся с нашим с вами поведением, мы видим, что жизнь многих людей зачастую проходит именно в такового рода пиршестве. Именно к этому призывает нас и официальная пропаганда, именно к этому призывают нас, - к сомнительным наслаждениям, - всякие средства массовой информации. И казалось бы совершенно безбедные вещи, ну где-то повеселились и прочее, но тот, кто видел эти пиршества, кто знал или присутствовал на них или каким-то образом слышал от очевидцев, знает, что чаще всего это кончалось развратом, кончалось часто смертью, изнасилованиями и прочими недостойными событиями, о которых и говорить-то в этом святом храме не хотелось бы, не будь это повседневностью теперь уже нашей с вами жизни. Вот поэтому-то и то что так кончаются так эти пиршества вполне логично, вполне закономерно и не нужно искать где-то в правоохранительных органах, - «вот случилось непредвиденно, случайно…», - это случилось закономерно, к этому идет человечество, идет направленно. Когда жизнь свою превращает в такое состояние служения своим страстям, то непременно вершиной ее явится преступление. Преступление, которое до Бога дойдет кровью своею, которое вопиять будет и к Небу как таковое. И это происходит на нашей земле. Не сотрясаемся ли мы слухами и той или иной информацией о происшедших событиях? Можем ли мы детей своих выпустить гулять или просто поиграть где-то? Нет! Это уже давно в прошлом осталось, теперь детей водят до школы, - где это виданно?! – когда буквально до класса его ведут и там отдают охраннику… Живут за заборами, которым предела нет, - они небо затмевают. И это должно бы было нас заставить задуматься, - а так ли мы живем? А правильное ли общество мы строим? А строим ли мы его не вдали ли от добродетели? Не в пресуществлении ли именно низменных страстей, которые непременно кончаются злодеяниями, как кончилось это у Ирода. Задумаемся об этом и, наверное, сделаем все, чтобы жизнь наша не была таковой. Да, прежде всего, своею жизнь, воспитанием своих детей, своих близких, наставляя их и проявляя к ним настоящую любовь, будучи к ним добрыми, а не добренькими. Быть добреньким проще, ткнуть ему какую-то монету или купюру, поощрив его тогда, когда он не прав. Быть добрым – это значит быть справедливым, это значит видеть на перспективу развитие того или иного ребенка и кем он вырастет. Быть добрым – это значит действительно проявить великодушие, то есть великое проявление души, а не плоти как таковой, которая зачастую ведут нас в силу своей страстности не в самые нужные обители.
И в то же время, вспоминая пример крестителя Спаса Иоанна, мы не можем не восторгаться тому подвигу, который он совершил. Не случайно этот святой сподобился от самого Спасителя именования «нет большего, рожденного в женах, нежели Иоанн Креститель», потому что вся жизнь его была вся посвящена пришествию в мир Христа Спасителя, проповеди покаяния он отдал свою жизнь. И жизнь свою отдал, уже когда глава его была усечена. Перед этим было удивительно событие. Когда он уже находился томящимся в темнице у Ирода, некоторое видение низошло на него, он понимал, - отсюда из темницы он уже больше не выйдет, жизнь его больше не будет как такового. Это случилось в 32 втором году по рождестве Христовом, значит, он был на пол года старше Христа Спасителя, совсем молодым человеком и он понимал, что все – жизнь его заканчивается. И тогда в его душе зародилось сомнение, - а действительно ли она, его жизнь, имела подлинный смысл, а действительно ли он проповедовал Того, который явится Мессией для всего человечества? И тогда он послал немногих, оставшихся при нем учеников к Христу Спасителю. И Христос Спаситель ему сказал (ученикам) скажите Иоанну, что видите, - немые глаголют, хромые ходят, слепые прозревают, болящие исцеляются и мертвые воскресают. Ученики недоумевали, что же они принесут Иоанну, который томится в темнице и о котором тоже понимали, что все – наступил конец его жизни. Когда же они все это сказали Иоанну Предтече, он очень возрадовался, необычайно возрадовался, потому что он понял, что жизнь его была прожита не напрасно. Она была ради пришествия в мир Мессии, который явился искупителем и спасителем рода человеческого. А то, о чем сказал Христос Спаситель не более как слова пророка Исайи, который как раз говорил о тех свойствах, которые будут присущи Мессии божественному и для него уже жизнь сама обрела иной смысл. И усекновение главы и смерть сама по себе были прохождением к иному состоянию, состоянию божественному, состоянию блаженства в обителях Отца Небесного, к которым он стремился всю свою непродолжительную, всю свою исполненную отрешения, исполненную смысла и служения людям жизнь, жизнь исполненную воздержания, анахоретства, жизнь исполненную возвышенного стремления к святости и к Мессии, и сподобившегося крестить божественного Мессию.
Я сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.