О кресте человеческом
Проповедь на Крестовоздвижение иерея Димитрия Лобова (Храм во имя святого Иоанна Предтечи п. Кутулик)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Крестная казнь - самая страшная и позорная казнь, бывшая в римской империи, распятый человек погибал от удушья и потери крови. На кресте, руками римских воинов, иудеями был распят и Господь наш Иисус Христос. После Его распятия и смерти последовало славное Его воскресение из мертвых. Для многих людей того времени крест был заслуженным орудием возмездия за преступления и дверями в вечную погибель души, лишь для Христа и Христовых он является орудием победы над дьяволом и смертью, и дорогой устланной прекрасными цветами добродетелей ведущей в жизнь вечную, в обители Отца Небесного.
Каждый человек в жизни сталкивается с такими обстоятельствами, перенесение которых иначе как несением креста не назовешь. Некоторые из них, как говорят святые отцы Церкви, накладываются как спасительное бремя от Бога, а некоторые самодельные, несение которых бессмысленно и не приносит пользы человеку.
От Бога те трудности, несение которых связано с исполнением заповедей Божиих. Например, типичная ситуация когда Господь дает людям ребенка. Перед человеком встает выбор либо взять крест рождения и воспитания ребенка, смириться с трудностями связанными с этим, и таким образом исполнить волю Бога, либо отказаться и совершить смертный грех убийства руками гинеколога. От Бога крест предлагается, но от выбора самого человека зависит его взять на свои плечи и терпеливо с благодарностью нести или отказаться терпеливого несения его. «Если кто перенесет искушение с терпением и смирением, то оно пройдет без вреда для него, а если он будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то он только отягощает самого себя, навлекая на себя искушения, и не получает совершенно никакой пользы, но лишь вредит себе, тогда как искушения приносят большую пользу тому кто переносит их без смущения», - пишет преподобный авва Дорофей.
Апостол Иоанн Богослов пишет, что Бог есть любовь, а любовь не мыслит зла и если трудности Богом даются, то, значит, они полезны и необходимы для совершенствования (воспитания) человека. Как любой, любящий по настоящему своего ребенка родитель, прежде всего, старается приучить ребенка к терпению трудностей и правильному к ним отношению, так и Бог, попуская скорби нас воспитывает. И эти скорби являются спасительными для души, в них душа закаляется и как золото в горниле очищается. И если человек доносит свой крест до конца с благодарностью, не сбрасывая его с своих плеч, то входит в вечную жизнь и в тесное общение со Христом Богом, в чем и смысл всего существования. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». ( послание апостола Иакова 1-12). Кроме того, конечно нужно помнить, что Бог выше наших сил скорбей не попускает: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил». (1 Кор.10,13).
Жизненные кресты, которые мы берем на себя сами - это, как правило, те скорби, которые возникают в результате нарушения заповедей Божиих. Например, неустроенная, несчастная жизнь людей, которые основали свои отношения на изменах супругам или уводе мужчины из семьи - т.е. основали отношения на грехе прелюбодеяния. Редко такие отношения бывают счастливыми и прочными, на этом пути не редки продолжительные скорби и несчастья, но эти страдания трудно назвать спасительными их могло бы и не быть они взяты на себя человеком произвольно. С одной стороны эти страдания подвигают человека покается и оставить грех, с другой - похоть и страсть, действующие внутри человека привлекают и привязывают ко греху и еще более запутывают отношения. Иначе как жизнью в аду такую жизнь не назовешь. Скорбна жизнь и тех детей, которые оскорбляли и обижали своих родителей и не просили у них прощения. Прямое нарушение заповеди Божией многих из них лишает спокойствия и благополучия на всю жизнь жизни. Клятва матери разоряет дома - сказано в одном из мест Священного Писания.
Если мы рассмотрим любые грехи, совершаемые человеком, мы увидим, что человек получает за них черную мзду (зарплату) в виде болезней, сердечных пленений и, проще говоря, духовное рабство, от которого страдает человек, и, как невольник, не может освободиться. За грех чревоугодия – полноту, болезни живота; за блуд (интимная жизнь вне брака, беспорядочные половые отношения) - венерические заболевания, СПИД; опять же блуд ведет к убийству (аборты), что в свою очередь карается бесплодием и опять различными болезнями; убийство не редко оборачивается местью мертвых и заканчивается насильственной смертью убийцы, Христос сказал что взявший меч от меча и погибнет; вор наказывается вором и т.д. Во главе же всех грехов находиться грех отвержения Бога и установленных Им законов - т.е. неверие и гордыня. Почти всегда, отношения, построенные на грехе, представляют из себя некий гордиев узел, который очень трудно развязать, и неразрешимость которого ведет человека к настоящей смерти, и люди, находясь в этих отношениях, порой сами это осознают, страдают, но сделать ничего с собой не могут они наказывают сами себя за свои ошибки.
Бог не виновник таких скорбей ибо: «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью;» (Иак.1,13-14). Такие кресты – самодельные, нередко, смерть на которых препровождает человека в царство вечного мрака и невыразимых, бесконечных страданий. «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». (Иак.1-15). Единственный способ избавления от таких крестов это вера во Христа Спасителя - истинного Бога ради нас пострадавшего, борьба со грехом укрепляемая Таинствами Церкви, деятельное оставление грехов до ненависти к ним – что и называется покаянием. Увы, не многие ныне прибегают к этому единственному противоядию, глумясь над Церковью и чуждаясь Таинств, не желают слышать о спасении души, оставляют себя сами неисцельными, хвастаются смердящими язвами своими и срамотами друг перед другом и сами не понимают своей опасности, унижения и беды.
Ничего в нашей жизни не происходит случайно и бесследно. Есть две дороги, проложенные в жизни, одна Богом через скорбь и Крест в Царство, другая грехолюбивым денницей через самодельный крест в погибель. Человек же шествует свободно избирая либо перовую, либо вторую.
Аминь.