Проповедь на праздник Богоявления протоиерея Николая Лыскова

Проповедь на праздник Богоявления протоиерея Николая Лыскова

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Днесь Владыка приходит освятить естество водное»-воспевает ныне Святая Церковь на девятой песне канона.

Сегодня во всем мире происходит великое освящение воды.Но почему именно через воду освящается мир?

В начале Библии, книги Бытия мы читаем. «Дух Божий носился над водою»(Быт.1;2),как над самым чистым естеством, когда еще не было мира. Господь создал воду, чтобы быть ей естеством освящающим, очищающим, оживотворяющим.

В книгах Ветхого Завета мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыни, оживотворяют поле и лес, вода знак милости и жизни(выход евреев из Египта),водою потоплен грех при Ное,через воду в Ветхом Завете совершалось очищение(«И окроплю вас чистою водою и вы очиститесь от скверн ваших, и от всех идолов очищу вас, и дам вам сердце новое и дух новый дам вам»(Иез.36,25).

…Тридцать лет Иисус Христос вдали от мира, в глухом селении, где Он по слову евангелиста возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости. Но вот пробил громовой час на реках Иордана. Проповедь Предтечи Иоанна произвела огромное впечатление на людей разного сословия, как действие грома. Ее слушал мытарь и сокрушался сердцем, слушал фарисей-и он более глубоко заглядывал в свою душу коварную, воины, которые спокойно переносили кровь, убиения-умилялись и плакали. Охваченный чувством близости Царства Божия, народ совершал покаяние, готовил себя к встречи Миссии. Как пророк Иоанн говорил приходившим креститься от него, так и Церковь говорит всем черпающим крещенскую воду о покаянии. Чтобы не в суд или во осуждение принимали мы эту великую святыню, но во оставлении грехов и жизнь вечную. Потому и нам, чтобы исправить свои стези нужно чаще советоваться со своей совестью; спрашивать ее чаще, слушаться. Это наш судья обличитель!

Внезапно в толпе появляется некому неизвестный, и никем незамеченный Иисус Христос из Назарета, Он не желает выделяться среди других и просит крещения у пророка. Безгрешный Он указывает грешным путь  к Богу, путь, который начинается с очистительного покаяния.

В богослужебном тексте праздника сказано, что когда люди, входили во Иордан вода становилась тяжелой их грехами, но когда вошел Христос и по крещению вышел из воды Он нес на Своем Пречистом Теле тяжесть всех грехов. Иисусовым Крещением освятилось все водное естество, тогда не безгрешной земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством.

Итак, в этот день Церковь верует: Господь вновь крещается и обновляет Собою водное естество, вся природа обновляясь получает снова свою первую одежду, которую и мы получили в крещении. Как трепетен этот праздник. Мы благоговейно глядим на освящаемые воды сошествия Духа Святаго, воды, которые способны дать жизнь вечную. Поэтому Церковь и призывает всех хранить их в домах на случай болезней, душевных и телесных скорбей, грехов, для очищения и обновления. Только будем вкушать эти воды благоговейно,т.к.через них началось преображение мира. В них начало вечной жизни.

Праздник Света, праздник Богоявления дарован нам, для того, чтобы мы среди смерти и ада, могли встретить «Крещенскую зарю» и узнать ,что христианину нечего бояться смерти, потому что смерть его позади-в той купели, в той воде из которой он вышел после крещения. Вся правда,вся радость праздника заключается в том, что Крест погружается в воду и освящается эта вода в образ всей нашей жизни, которая из мертвой делается живой и весь крестный путь человеческий омывается водою ведущей в жизнь вечную.

Наша высочайшая задача в этот день - осознать свою связь с миром горним и миром дольним. Горний-чистый мир мы должны стараться не загрезнять своими грехами,а стремиться к нему. В этот день мы не одиноки,вся Церковь видимая и невидимая, человеки и ангелы славят пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слава Богу за Его бесконечную милость,за Его Божественное снисхождение!

Аминь.

21.01.2014