Слово митрополита Вадима после выноса Плащаницы перед каноном «Плач Пресвятой Богородицы»
Страстная пятница 2014 года, 18 апреля, собор Богоявления
"...Это предел, - предел Божественной любви, предел отречения, предел абсолюта той любви, ради которой явился в мир Христос Спаситель, той, любви которую питает Он к своему венцу творения, который именуется человеком...
И вот, то все доброе, то благое, все спасительное, что было в течение небольшой, непродолжительной жизни Христа Спасителя, получило свой предел. И этот предел оказался столь трагичным, столь необычным, столь, казалось бы, непредсказуемым с соображения чистой логики, который положил начало именно той жизни, ради которой пришел Христос Спаситель. Христос Спаситель пришел в этот мир ради человека, ради того, чтобы союз, нарушенный человеком с его Творцом, с его Господом, Который создал человека, Который вдохнул в него дыхание жизни, Который дал ему те райские обители, и вместе с тем, человек презрел это Отеческое определение. Определение того, в каком надлежало человеку быть состоянии, - в состоянии рая, в состоянии гармонии общения с Отцом Небесным, общения с Творцом, жизнеподателем, подателем всех благ. И вместе с тем мы видим, что этот предел сейчас отнюдь не таков, отнюдь не благодарственен… Мы видим тот предел, который наступил как совершающийся дар непродолжительной жизни Христа Спасителя, как этап Его служения, общественного, во имя человека и во имя его спасения.
Что сегодня мы видим и предел чего? Предел гнусности видим. Гнусность с которой первосвященники определили Того, Кого они не поняли и Кому завидовали в течение всей жизни Христа Спасителя. Предел равнодушия, предел предательства, некого политиканства в лице Понтия Пилата <…> и таковым образом Христос Спаситель совершенно невинный, который не подлежал никакому наказанию, был распят, а до этого подвергся поруганию, надсмеянию, подвергся уничижению, биению и тому многому, что мы сегодня с вами слышали в святом Евангелии.
И вместе с тем, это предел и той оставленности, которую испытал Христос Спаситель. Потому что и все ученики Его бежали, и те, кто окружал Его, бежали от Него. Остались не многие, среди них была Его Мать, Мария Клеопа, Мария Магдалина и любимейший Его ученик, - апостол и евангелист Иоанн Богослов. Все остальные бежали. А они были свидетелями неизреченных таинств, неизреченных происходящих событий… Только недавно, всего несколько дней назад был воскрешен Лазарь, который уже смердел, только недавно они видели те чудеса, которые совершал Христос Спаситель, совершал ради спасения человечества, когда Он пытался лечить израненную грехом природу человеческого бытия, стремился больных исцелить, немощных воздвигнуть от одра болезни. Даровал им то учение, которое их повергало в непонимание и, в то же время, в восхищение. Они понимали, насколько возвышенно, насколько не от мира сего, не от мира страстей, не от мира вещей то учение, которое им провествует Христос Спаситель. Они видели расположение к Нему Господа, Который многое им предсказал, - до этого был Фаворский свет, когда преобразился Христос Спаситель: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние… Все Бог дал… Но малодушие, все бежали. И Христос Спаситель испытал все то страшное, что несравненно с человеческими страданиями. Действительно, мы, можем найти в истории человеской множество других страданий, которые, наверное, ни в коей мере не меньше физических страданий Христа Спасителя.
Но кто из нас знает, что испытал Христос Спаситель, когда возопил: «Боже мой, Боже мой, зачем Ты Меня оставил». Вот это чувство богооставленности. Оставленности, которую не знал ни один человек, живущий на земле. Потому что, как бы ни страдал человек, Бог не оставляет его, Бог никогда не отрекается от своего создания, от своего возлюбленного чада, никогда не оставляет его. Лишь только когда сам человек отходит от Него. Христу Спасителю нужно было испытать эту богооставленность и ничего страшнее не было, как оставленность Его Богом… Вот поэтому-то страдания Христа Спасителя носят беспрецедентный характер, беспрецедентное значение во всей глубине, потому что, кроме того, Христос Спаситель, подъял на себе все нравственное отступление, все прегрешения всего человечества. Это трудно осознать нам, но Он подъял на себе, все грехи всех предшествующих поколений, Ему современных и последующих и открыл для нас жизнь вечную. И вот таковым образом эту оставленность, этот предел Его терпения испытал Христос Спаситель. Эта оставленность была именно богооставленностью.
Сегодня, когда мы вспоминаем эти события, мы с вами знаем, что эти события носят и некоторый характер действенного сопереживания, что является таинственно-мистическим в лоне Церкви Христовой. Но мы знаем, что последует и завтра – светлая суббота, когда Господь останется один с силами зла, с силами тьмы, с силами князя мира сего и сойдет во ад, а через день наступит и воскресение Христа Спасителя, и мы будем прославлять Господа нашего. И для нас станет уже определена наша надежда, наша вера, наше упование, в силу того, что мы сами воспринимаем в нашей с вами жизни Господа как такового.
А до той поры эта пятница не была таковой, она была самой страшной в жизни человеческой, она была самой страшной в жизни Преблагословенной Девы Богородицы, потому что Она видела смерть своего чада, она видела смерть и своего Господа, она видела бездыханно лежащую перед ней Истину. Когда мы вспоминаем эти события, мы, конечно же, с благодарностью и восхищением вспоминаем подвиг Преблагословенной Девы Богородицы, сострадая ее страданиям и, вместе с тем, молимся о Ней, чтобы и Она молилась о нас, чтобы Она предстательствовала о нас, была покровительницей нашей жизни, нас, дошедших до этого предела, оставивших порой Господа… мы часто забываем о Боге, оставляем Его… Просим, чтобы именно Она была нашей заступницей, покровительницей и Она взывала в обители Отца Небесного. А сейчас вслушайтесь молитвенно, и будем сопереживать вместе с Ней ее горю и разделим с Ней ее плач, которым и именуется сегодняшний канон - «Плач Пресвятой Богородицы».