Проповедь в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла протоиерея Василия Комарницкого
12 июля 2014 г. собор Богоявления
Сегодня святая Церковь чтит икону Божией Матери именуемую Касперовской, которая находится в городе Одессе, но изначально она находилась в Херсоне в Тавриде. Эта икона была на юге когда-то России, а теперь Украины правда, - это Херсон, Николаево, Одесса. И там находится до сего дня, слава Богу, икона Божией Матери, именуемая Касперовской. Сегодня прибегаем к молитвам и предстательству Царицы Небесной и просим, чтобы она сохраняла и покрывала своим святым омофором.
Сегодня святая Церковь чтит память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И когда мы слышим в Евангелие когда Господь спрашивал Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» То один из них, апостол Петр, он был очень пылким, он был очень горячим, ревностным, от лица всех воскликнул: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго».
И Господь обращается к Петру словами: «блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех. И аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр» (Мф.16:13-18), то есть в переводе означает скала, камень. Дай Бог, чтобы мы были в таком твердом исповедании «Ты воистину Христос, Сын Бога живаго пришедый в мир грешныя спасти». Сегодня как никогда а в особенности в этот святой день святая Церковь предлагает и показывает нам пути ко Христу. Показывает, как могут люди разные прийти к Богу. Разные пути, в разном возрасте, кто-то с молоком матери впитал, кто-то в отрочестве, кто-то в юности, кто-то в зрелости. Господь приводит нас к себе разными путями и показывает это на примере святых апостолов первоверховных Петра и Павла – разных, пришедших разным исповеданием.
Апостол Петр был призван из рыбаков и стал учеником Христа Спасителя. Церковь показывает, что даже тогда, когда апостол Петр на суде у Пилата, когда он находился во дворе Каиафы, когда находился среди слуг, когда он видел Спасителя своего издалека, когда возгласил петел – то есть пропел петух, – он посмотрел на учителя и, слышим в Евангелие, вышел «плакася горько» (Лк. 22:62). И до последних своих дней, до своей смерти, как только петухи начинали кричать, вскакивал и начинал плакать. Его глаза всегда были красными. Плачем ли мы, кода мы когда-то своих родных, близких или сослуживцев оскорбили, обидели? Вскакиваем ли мы ночью? Приводит ли память в такое состояние, в такое трепетное отношение к другим людям, как это было у Петра? И даже тогда, когда его вели на казнь, даже тогда, он просил, чтобы его не распинали как его Божественного Учителя, он говорил, что он не достоин. Его распяли вниз головой. Как он Отвечал Спасителю, когда Господь спрашивал, спрашивает и нас Господь. Разве не спрашивает, когда мы идем к нашим родным или близким, или с сослуживцами встречаемся? «Симоне Ионин, любиши ли Мя?». Как он Ему говорил: «Господи, Ты веси (ты знаешь) яко люблю Тебя». Как Он трижды его вопрошал (Лк.21:15-17). Господь знал его и слабость. Господь знал его и твердость, что именно он утвердит братию свою после. Знает Господь и наши немощи, знает и наши слабости, что мы здесь стоим, ведем себя так. А там, через час, или завтра, или через три дня можем повести себя иначе.
И тем не менее Господь ждет твердости, той твердости, того камени, которым стал Петр и на котором создал Свою Церковь, и врата ада не одолеют ее. Он показал и апостола Павла, который был ученейшим мужем, который получил высочайшее образование, у которого был учитель Гамалиил, и которого тот многому и многому научил. И что же? Господь открыл себя, когда тот не мог вместить, как люди веруют в Распятого и Воскресшего из мертвых, те, которых он даже гнал. Господь и ему явился на пути. «Савле, Савле, что мя гониши?» (Деян. 9:4) Он был ослеплен светом нетварным, тем светом, которым и мы просвещены, тем светом, которым и мы озаряемся – Христовым. И только придя во исповедание веры, твердой, непоколебимой. И только когда Церковь помолилась, тогда он прозрел. И из гонителя сделался последователем и проповедником Христа, божественного учения. «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом» (1Кор.15:9). Где это сознание? Это бы в нас присутствовало каждый день, а не тогда, когда мы находимся в том или ином состоянии. А где это состояние апостола Павла? Который сказал, что он меньший из всех, что он меньше всех потрудился, - хотя больше всех обошел стран. Его называют апостолом язычников, поскольку апостол Петр проповедовал у иудеев, а апостол Павел обошел все страны.
Так святая Церковь, желает нашего спасения, желает нашего вразумления и исправления, показывает единство, самое твердо необходимое, которое должно присутствовать в нас, в церкви живой и земной, в которой мы стоим и прибываем и, дай Бог, и дети, и внуки, и грядущие поколения до последнего вздоха и до скончания мира чтобы сохранили эту веру во Единого Бога, в Троице славимого.