Проповедь иеромонаха Ефрема (Пашкова) в Великий четверг

Проповедь иеромонаха Ефрема (Пашкова) в Великий четверг

Знаменский собор г. Иркутска, 9 апреля 2015 года

Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает установление Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом таинства святого Причащения.

Вот, когда мы приступаем к таинству святого Причащения, мы всегда вольно или не вольно вынуждены вспоминать того ученика, который предал Христа Спасителя, который дал Ему это льстивое лобзание и этим лобзанием предал Сына человеческого на смерть.

И здесь возникает один вопрос: а почему мы всегда вспоминаем его в молитве перед святым Причастием и именно ему достался символ этого предательства?

В наше время некоторые богословы пытаются как-то оправдать эти поступки Иуды, но апостол и евангелист Иоанн Богослов прямо сказал о его мотивации, о том, почему он так поступил. Потому что он был вор. Его главным недугом было сребролюбие. Вот это сребролюбие настолько поразило этого ученика, что он ради тридцати серебряников, - цены беглого раба, предает Бесценного, предает своего учителя, который дал ему наравне со всеми апостолами и дар чудотворения и власть изгонять нечистых духов.

Неслучайно в молитвах перед Причастием мы вспоминаем этого предателя и просим Господа, чтобы мы не уподобились ему. Ведь если посмотреть в свое сердце, то каждый из нас увидит одну простую вещь – а ведь Иуда есть в каждом из нас. Вот этот недуг, который поразил одного из учеников, есть в каждом из нас.

Очень часто приходится слышать, когда строят, восстанавливают храмы, что лучше бы эти деньги потратить нищим, построить школы, детские сады, больницы, спортивные площадки, зачем строить какие-то храмы, зачем восстанавливать, ведь можно сделать столько добрых дел. И в качестве своих аргументов они приводят то, что вот и Спаситель говорил, что, кто делает нищим добро, тот и Мне делает…

Но, если быть честными с самим собой, неужели мы эти слова говорим ради любви к нищим, ради любви к обездоленным, к тем, кто нуждается, ради любви к детям? Да ведь совсем не так. Эти слова мы говорим только лишь ради того, чтобы прикрыть собственный грех сребролюбия, чтобы себя оправдать как-то в этом грехе.

Ведь сколькие из нас и вообще в окружающем мире имеют большой достаток. И разве они этот достаток, эти деньги тратят на обездоленных, на строительство больниц, школ, детских садов? Кто-то покупает футбольные клубы, кто-то баскетбольные, кто-то может миллионы за несколько дней спустить на женщин легкого поведения. И никто не вспоминает о том, что рядом есть те, кто нуждается в помощи и в поддержке. И ведь более того, придя в храм или, подавая нищему те же сто рублей, как бы начинает гордиться: вот я пожертвовал сто рублей, или я свечу за сто рублей приобрел, пожертвовал на храм, сколько это много и как все это дорого. И тут же, придя в какой-нибудь магазин, мы можем купить и спиртное и пиво и какие-то продукты, которые стоят гораздо дороже и больше, чем какие-то сто рублей, и мы тратим тысячи, десятки тысяч на себя не задумываясь ни грамма об этом. Мы жалеем, что подали ближнему, пожертвовали на храм какие-то сто рублей, и никто из нас не вспомнит, не пожалеет о тысячах потраченных на себя любимого, на свои прихоти, на свои какие-то греховные пороки.

И вот, вспоминая об этом, вспоминая о предательстве Иуды, о том, что он причастился, но, тем не менее, предал Христа Спасителя, будем помнить об одном, что вот такой Иуда, он сидит в каждом из нас. И только от нас зависит, дадим ли мы ему возможность, что он с маленьких каких-то грехов вырастет в ту страсть, с которою уже невозможно будет бороться или в зародыше в помыслах будем подавлять этот грех. Аминь.

09.04.2015