Церковь – это мистическое тело Христа. Проповедь митрополита Вадима в День Святого Духа

Церковь – это мистическое тело Христа

Проповедь митрополита Вадима в День Святого Духа в храме Димитрия Донского г. Иркутска 1 июня 2015 года

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я сердечно всех вас поздравляю с праздником Пятидесятницы, праздником, который именуется днем рождения нашей Церкви.

Чтобы понять, что произошло в день Пятидесятницы, достаточно обратиться к тем эпизодам из жизни Христа Спасителя, которые последовали уже по Его Воскресении.

Так мы знаем, когда собрались страха ради иудейска ученики в горнице, и когда пришел к ним Фома, который доселе отсутствовал, и поведали ученики своему собрату о том, что явился Христос воскресший, то Фома не поверил. Он сказал: «До той поры, пока не вложу персты своя в раны Христа Спасителя, до той поры не поверю». И в нашем сознании уже утвердилось понятие о Фоме как нарицательное, -  «Фома неверующий» - мы говорим о том человеке, который, казалось бы, не верит очевидному.

Но для неверия Фомы были большие основания. Фома – это был тот ученик Христа Спасителя, был тот апостол, когда Христос Спаситель говорил, что идет в Иерусалим, и многие ученики его отговаривали идти туда, потому что Христос говорил также и о том, что Ему надлежит пострадать ради человечества, распят быти, умереть и вот это не входило в планы Его ближайших учеников, и только Фома сказал: «идем и мы и умрем с Ним». Такая была у него решительность.

И вдруг, казалось бы, этот убежденный апостол, последователь Христа Спасителя, Его ученик, и не верит в Воскресение Христа Жизнодавца. Не верил Фома именно потому, что, если бы было возможно воспринять факт Воскресения Христа, воспринять как событие величайшее, а оно действительно таковым являлось, событие необычайнейшее во всей истории человечества, то должны были бы измениться и ученики Христа Спасителя, Его собратия апостолы. А он их нашел такими же, - такими же слабыми, такими же невоздержанными, также конфликтующими и в то же время ликующими. И вот поэтому-то апостол Фома не поверил, потому что он понимал, если Христово Воскресение и его факт истинен, то они должны были бы преобразиться. Ничего этого, что ныне составляло слабость учеников, не должно бы было быть у учеников. И тогда, когда явился ему Христос Спаситель и повелел ему осязать своими пальцами Его раны, тогда он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!».

Так вот сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем снисхождение Духа Святого на апостолов, и вот здесь происходит именно то, чего ждал апостол Фома. Происходит необычное, они преображаются, они становятся совсем другими. Из слабых малограмотных рыбаков, а некоторых и вовсе неграмотных, они становятся учителями Церкви, они становятся столпами веры, они становятся людьми, которые вещали на различных языках и таковым образом вышли на проповедь, и проповедь их была доступна всем людям, всем понятна, и всем было проповедано распятие Христа Спасителя и Его славное Воскресение.

Именно в момент Пятидесятницы, когда Дух Святой, Которого обещал Христос Спаситель, когда говорил: «Иного Утешителя пошлю вам», - Этот Дух Святой, Он преобразил всех учеников. Явилась Святая Троица во всей Ее полноте, - Отец, Сын и Святой Дух. И таковым образом эта полнота сделал и учеников полными. Делала их необычайными, делала их исполненными необычайных дарований, потому они могли не только проповедовать, они исцеляли болящих, они воскрешали мертвых, они создавали Церкви, они благовествовали, говорили то, что доселе было для них сокрыто, - и то, что говорил Христос Спаситель притчами, и то, наверное, не дошедшее до нас, - оно в этот момент для них стало совершенно откровенным, совершенно понятным и явилась вся полнота, вся слава Церкви во всей ее откровенности.

Вот почему сегодня мы празднуем день рождения Святой Церкви.

Церковь – это отнюдь не то, что представляют люди неверующие или люди далекие от духовного проникновения в сущность веры и в сущность Церкви нашей. Церковь – это не некая организация, не некая структура, созданная здесь на земле, не некая структура, где имеется священноначалие и прочее как таковое, и они построены лишь по принципу некоторого существующего в мире подчинения, которое изначально определяет иерархические ценности, как таковые. Церковь – это нечто другое.

Церковь – это мистическое тело Христа. Церковь – это мистическое тело Христа, которое объединяет во главе себя крестный подвиг Христа Спасителя и пролитую кровь ради человечества, объединяет всех людей, верующих во Христа и делится в свою очередь на Церковь торжествующую, то есть святые ангелы и те праведники Божие, которые сподобились быть во святых, которых Господь приял в Себе, и те умершие за нас люди, и Церковь воинствующая. Церковь воинствующая – это мы с вами. Это те, кто сражается здесь на земле с грехом, те, кто сражается с неправдою, кто сражается ради своего и ближних спасения, кто пытается эти истины Христовы донести не только до своего сознания, но и до своей жизни, своего ума, своего сердца, что очень важно, - когда бы эти истины становились неотъемлемой частью нашей веры и нашего поведения, нашей сущности как таковой.

И вот в этом весьма важно и свидетельство наше о Церкви. Церковь, которая объединена вокруг Христа, она незыблема и свята. И хоть существуют члены этой церкви больные, грешные, недостойные, как мы их именуем, но, тем не менее, они находятся на пути спасения, ибо Христос Спаситель говорил, что "Я пришел в мир не спасти праведные, но грешные". И таковым образом и Церковь создана для спасения грешных.

Вот почему мы не должны унывать, когда видим вокруг мир, лежащий во зле, лежащий в грехе. У нас должно быть живое упование, что то, что не возможно человеку, Господь воздвигнет к жизни, и к жизни духовной. У нас должно быть живое намерение каким-то образом способствовать этим людям, чтобы они смогли исправиться, для того, чтобы могли исцелиться от тех недугов, которые зачастую обуревают всеми нами.

И вот в этой связи Святая Церковь нам представляется как мистическое тело Христа, духовное тело, в котором нет уже основания и нет каких-либо сомнений в Ее сущности, потому что объединены мы верою во Христа Спасителя, объединены верою во Единую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и это исповедание веры во Единую Троицу объединяет всех нас.

И потому Церковь для нас – это средство ко спасению, и в ней мы должны видеть не тех людей, которые недостойны, но прежде всего, подражать примерам святости, примерам духоносности, примерам света и этим быть осеняемы,  и полагать волю на то, что Господь спасет нас, если мы будем делать все к этому необходимое, что Господь спасет и тех грешников, потому что мы знаем тот пример, когда на Голгофе в последние секунды жизни своей разбойник, испросивший прощение у Господа, и попросивший быть с ним вместе, первый наследовал Царство Божие. Таково милосердие Божие, таков промысел Божий.

Поэтому-то для всех нас Церковь - и утверждение, Церковь – это и то место, в которое мы устремляемся на земле, которое венчается святыми храмами, которое составляет именно эту духовную Церковь, Церковь это то место, которое объединяет нас в своих радостях и в скорбях, Церковь – это наш спасительный корабль, Церковь – это наша надежда и на прощение и на вселение в обители Отца Небеснаго, Церковь – наше мировоззрение, Церковь – наша утешительница, Церковь – это наша и наука и познание как таковое. И вот поэтому-то, прибегая к Святой Церкви, мы верим, что если будем искренни в своей вере, в своей последовательности заповедям Христа Спасителя, то будем наследницей этих вечных благ.

Я сердечно всех вас поздравляю с храмовым праздником и призываю на вас Божие благословение!

02.06.2015