Проповедь протоиерея Владислава Емельянова
21 июня, Свято-Троицкий храм, г. Байкальск
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
На этом Божественная литургия подходит у нас к концу, благодарю вас за ваши молитвы. В сегодняшний день у нас читалось два Евангелия. Первое, положенное на сегодняшний день, третья неделя по Пятидесятнице, – очень важное Евангелие, в котором говорится о том, что человек не может служить двум господам. В этом отрывке Священного Писания очень важные сказаны строки, которые мы должны с вами внимательно уяснить для себя, потому что актуальность этих слов Спасителя не оскудевает и до сегодняшнего дня.
Действительно, может ли человек служить одновременно двум господам? Сам Христос говорит, что если будет одному служить, то о другом вознерадеет и даже возненавидит, потому что не может человек в сердце своем разорваться. Если в сердце человеческом Дух Святый водворяется, то там нет места нечистоте, ни какой страсти, ни любви духа мира сего.
Не можете служить Богу и маммоне. Маммона в древнем сирийском предании означало божество богатства, у евреев маммона означала само по себе богатство, что, действительно, очень важно, у Апостола Павла есть такие слова: «сребролюбие начало всех зол». И вот, действительно, если человек начинает любить блага мира сего больше чем Бога, то он возненавидит Господа. И даже если внешне будет соблюдать обряды, правила, внешне хранить веру свою, но в сердце своем он вознерадеет о Господе. И в этом смысле, действительно, братья и сестры, актуальность в наше время все более усиливается этих слов. Мы часто читаем Священное Писание, разумом его понимаем, а сердцем в него не проникаем, до глубины мы не можем осознать. Или некоторые строки Священного Писания вызывают у нас недоумение, даже внутренний протест - как же мы можем так поступить.
Но слова священного Писания Господа нашего Иисуса Христа неизменны. Все, что сказано в Священном Писании, истинно и непреложно, и никто не сможет отменить слов Священного Писания. Поэтому строки о том, что не можете служить Богу и маммоне одновременно - они непреложны. И мы свами должны заглянуть в свое сердце, - действительно ли, в нашем сердце Дух Святой? Или там водворился дух нечистый, всевозможные пристрастия и любовь к духу мира сего. А в Священном Писании сказано, что любовь и дружба с духом мира сего есть вражда против Бога.
Мы должны с вами всмотреться в сердце свое, - действительно ли Господь у нас на первом месте, действительно ли мы любим Господа Бога нашего всем сердцем, всем помышлением, всей крепостью своей. В Священном Писании сказано: Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, а все остальное приложится вам (Мф. 6, 33). Вот разъяснение этих слов, что, если человек будет всем сердцем любить Бога, всем сердцем будет устремлен к Богу, думать только о спасении своей души, Господь все нужное и необходимое приложит человеку. И, когда Господь в этом отрывке священного Писания дальше разъясняет, говорит, что не «пецитесь о душе вашей», во что одеться или что есть, пить, приводит в пример полевые цветы, которые Он одевает в такой красоте, хотя они днем расцветают, а вечером в печь уже вметаются, тем более к нам обращается, - не бойтесь и не пецитесь во что вам одеться или что есть и пить, а думайте только о Господе. О стяжании Духа Святаго Божия, о Царствии Небесном.
А стяжание Духа Святаго Божия по слову святого преподобного Серафима Саровского, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святаго Божия. А апостол Павел сказал, кто Дух Христов не имеет, тот и не Христов (Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. (Рим.8:9)). Очень важные и в то же время страшные слова. Если мы не стяжаем в сердце своем Дух Святой, то мы не Христовы, и Господь скажет нам на Страшом Суде: «отойдите от меня и не знаю вас делателей неправды».
Поэтому, действительно, с одной стороны, по разъяснению святого Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского и других святых толкователей Священного Писания, конечно, Господь не говорит о том, что человеку не нужно трудиться или опустить руки свои. Труд благословен Богом и разумное попечение о мире сем, о необходимых предметах мира сего и жизни нашей необходимо, - у многих забота о семье, чадах, родителях, муже, жене… никто не отрицает. В Священном Писании и Господь не отрицал необходимость труда. Но Господь отвергает чрезмерное попечение, Господь отвергает то, что на первом месте у человека стоят заботы о сем мире, заботы о стяжании, деньгах, об удобствах житейских.
В наше время, действительно, сейчас это все только усиливается. Мы все видим, насколько под влиянием западной идеологии в наш мир, на нашу землю приходит идеология стяжания, успеха любым способом, любыми путями. Действительно, сейчас очень важно для нас свами в сердце своем делать выбор, постоянно всматриваться в свое сердце и находить там, размышлять и видеть насколько сердце расположено ко Господу, насколько мы должны усилить свою борьбу со страстями, чтобы всем смыслом жизни нашей был Господь Бог наш Иисус Христос. И в наше время очень важно постоянно делать этот выбор. Мы свами видим, что живем в очень трудные, сложные времена. Уже зловонное дыхание ада каждый на себе сейчас испытывает, все это идет с Запада, мы видим уже, что происходит на Западе, какая идеология, внедряются всевозможные законы богопротивные, богохульные. Чего только стоит принятие западными странами законов о гомосексуальных браках! Это ж страшнейшее нечестие! Это уже знамение времен. И мы все видим как это все приближается. Когда под видом заботы о детях внедряется ювенальная юстиция, которую можно назвать ювенальным фашизмом на самом деле. Когда пытаются полностью подставить человека под полный контроль адские нехристовы силы, чтобы контролировать не только тело, но и душу и сознание человека. И в эти времена, действительно, с особой ясностью и с особой отчетливостью и важностью мы с вами, вчитываясь в слова Священного Писания, понимаем, насколько важно нам стоять в истине, насколько важно сохранить верность Богу, насколько важно нам постоянно делать выбор между добром и злом, между Господом, отрекаясь от зла и всецело сердцем своим, всей душою обращаясь к Господу.
И вот сегодня память святаго великомученика Федора Стратилата как раз являет пример нам истинной верности Христу, верности Богу, самоотверженности. Да дай нам, Господь, истиной веры, разума духовного и спасения души. Аминь