О покаянии. Проповедь митрополита Вадима в праздник Рождества Иоанна Крестителя
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с храмовым праздником.
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие. Таковым, можно сказать, эпиграфом всей жизни могли быть эти слова Предтечи Спаса Иоанна к самой его жизни. Пожалуй, нет в истории христианства более трагичной, более загадочной, и, вместе с тем, более величественной личности, какой является Предтеча Спасов Иоанн.
Тогда, когда мы обращаемся к одним их тех хотя бы немногих слов, которые говорят из Священного Писания нам о жизни Предтечи Спасова Иоанна, мы узнаем о нем то, что это был назорей. Назорей - посвятивший себя служению Богу. Это был пророк, который предвозвещал явление Христа Спасителя и пришествие в мир Царства Божия. Которое явилось вместе с боговоплощением Христа Спасителя и которого он сподобился быть непременным и непосредственным участником, когда крестил Христа Спасителя в водах Иорданских. Это был мученик, который исповедовал свою веру, исповедовал, защищая ту великую планку нравственности, которую он видел и которая представлялась ему непосредственно для того, чтобы воспринять учение Христа Спасителя. Это был тот великий человек. Которому надлежало умалиться, для того, чтобы возвеличено было имя Христа Спасителя, возвеличено Его учение. И недаром Христос Спаситель говорит: «нет большего среди рожденных женами, нежели Иоанн Предтеча». И это очень важно помнить, очень важно понимать.
Предтеча Спасов Иоанн, действительно, являл для нас настолько разнообразный подвиг, который мог бы быть причислен и к мученичеству, и к пророчеству, и ко апостольству, и к исповедничеству, и к преподобному служению, и к аскетизму, и, наконец, к самой непременной его мужественности, с которой он исповедовал имя Христа Спасителя и пришедшего в мир Мессию. Вот таковым являлся Предтеча Спасов Иоанн.
Что же говорил он? Говорил он следующее: «Покайтесь, приблизилось Царство Божие». И в водах Иорданских омывал этих людей как бы в знак омовения от грехов их. И это, действительно, было предвестием таинства Крещения во имя Христово, которого наследниками являемся мы с вами.
Покайтесь, приблизилось Царство Божие. Он понимал, что грядет Христос Спаситель, он понимал, что он несет в мир нечто, что доселе неведомо было в Ветхом Завете, именно новое откровение, Новый Завет, который отражался, прежде всего, в Абсолюте Божественной любви к человеку и человека к человеку, который завещал Христос Спаситель. И вот наступление именно этой новой эры, новой эпохи он предлагал людям, что она непосредственно наступит тогда, когда они очистятся от грехов своих. А он знал, в чем должно каяться человечество, знал и сам являл собой пример покаяния и, вместе с тем, пример святости жития. И вот поэтому сегодня, вспоминая Предтечу Спасова Иоанна, мы с особым вниманием, с собой тщательностью и с особым глубоким смыслом воспринимаем слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», - эти слова как никогда звучат и поныне для всех нас злободневно. Звучат для нас столь актуально и столь важно, что мы не можем пройти мимо них.
Если мы чего-то ожидаем в жизни этой, если мы ожидаем и жизни вечной, то необходимо это предвосхитить покаянием. Покаяться, как призывал Предтеча Спасов Иоанн. А нам-то есть в чем каяться. Порой, мы даже не замечаем самый грех, когда говорим: «а что мне, в чем мне каяться?». Но, если останемся один на один с собой, если вникнем во глубины сердца своего, если обозреем внутренним глубоким беспристрастным взором жизнь свою, то в ужас приходим, что, по сути дела, в жизни этой мы ничего доброго и не совершили. А если что и было, то многое смыто нашими прегрешениями, нашими словами, нашими делами, нашими мыслями, которые, по сути дела разрушают личность, разрушают гармоничное существование человека здесь на земле. И вот поэтому, когда вникнем, то понимаем, что каяться нам есть в чем.
И для того, чтобы воспринять Царство Божие, а перед всеми нами оно стоит, никто из нас не знает когда, в следующую уже минуту не возьмет ли его Господь к Себе, никто из нас не может сказать, что он проживет столько-то, и жизнь его будет благополучной, и он найдет время, чтобы и раскаяться. Зачастую это является невозможным.
Таинство Покаяния, равно как и самой дух покаяния – это то, что стяжается на протяжении всей жизни человеческой. Если кто-то думает, что настанет смертный час, и я на одре смертном раскаюсь в своих согрешениях, то глубоко заблуждается. Потому что трудно сказать, окажется ли у него чувство равное чувству распятого по правую сторону от Христа Спасителя разбойника, который понимал всю пагубность своей жизни и возопил: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое». Обрящем ли мы эту остроту? Обрящем ли эту звенящую остроту? Которая помогла бы нам, действительно, осязать до последнего уголка сердца нашего то, что мы, действительно, согрешаем и мы об этом сожалеем. Увы, к сожалению, мы не можем об этом сказать. Чаще всего эти часы бывают сопряжены не с таким осмысленным бытием, с забытьем, а иногда и неким равнодушием, когда уже человек сам понимает, что он живет в таком состоянии и, вместе с тем, принести искреннее раскаяние не может. А если его не принесет, то в жизни своей будущей вряд ли обрящет обители, где нет ни болезней, ни печалей, а только жизнь бесконечная. Не удел ли скорби? Не удел ли того пребывания, в котором плач и скрежет зубов этих людей. И, увы, это мы должны с вами понимать. И потому покаяние должно быть присуще всей нашей жизни. А для этого необходимо внимательно относится к нашей жизни, к нашим мысля, к нашим словам, к нашим поступкам, относиться таковым образом, чтобы соизмерять их, - насколько они созвучны духу евангельскому, насколько они созвучны духу Христову? И когда поймем, то, если и будет у нас таковое состояние, будем стремиться в раскаянии обрести примирение с Богом, а затем и добрыми своим поступками стремиться к тому, чтобы еще здесь на земле стяжать Царство Божие. Аминь.
Я сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.