Должно быть памятование о Фаворском Свете непрестанно. Проповедь митрополита Вадима
19 августа 2015 года в храме Преображения Господня г. Иркутска
Архиепископ Фессалоникийский Григорий Палама, которого Святая Церковь именует певцом Божественного Фаворского Света, рассуждая о тайне Преображение Господня, о том Свете, в котором преобразился Божественный наш Учитель Христос Спаситель, говорит, что тайна сия велика, потому что в ней явление Бога, Богоявление.
И, действительно, мы, вспоминая то, каким образом происходило Преображение, вспоминаем и о том, что когда преобразился Христос Спаситель совершенно неестественным Светом, нетварным, как именует его Святая Церковь и, в частности архиепископ Григорий Палама, затем был голос с Неба: «Сей есть Сын Мой, Того послушайте». Голос Божий, голос Бога Отца, который простирался над Сыном и который дает нам основание полагать, что и в таинстве Преображения, в празднике как таковом, который мы сегодня празднуем, мы усматриваем Богоявление.
Очень часто это события для всех нас является необычным, потому что то, каким образом преобразился Христос Спаситель, не могло быть сравнимо ни с какими физическими явлениями, происходящими на земле. Христос Спаситель преобразился Светом нетварным, Светом, которому нет подобных, Светом, который являлся Божественным, Светом, который, по сути, являлся отражением Божественной Его славы. И вот поэтому это событие было необычайным. И не случайно Петр, Иоанн и Иаков не могли даже смотреть на преобразившегося Господа, потому что таковым, нестерпимым для их глаз, преобразившийся Христос воссиял для всех них.
Вместе с тем, когда Христос Спаситель преобразился, то для каждого из нас возникает мысль помимо этого изумления, помимо этого восторга величия Божия, помимо того, что Христос Спаситель мог преобразиться и таковым образом явил чудо. А для чего все это было необходимо? И вот здесь для нас становится это понятным лишь только в контексте происходящих событий. Нам надлежит помнить, когда произошло Преображение. Оно произошло незадолго до Крестных Страданий Христа Спасителя. И не случайно кондак у праздника Преображения говорит нам: «да когда Тебя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, …, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Это так важно, дорогие братья и сестры всем нам знать, это так важно понять, - то, что происходило и во времена Христа Спасителя, а происходило следующее: по сути Христос Спаситель приближался к Иерусалиму, который Его встречал восторженно – «Осанна!» - и, спустя всего несколько дней вопил – «Распни, Распни его, кровь его на нас и на детях наших!», - мы вспоминаем те события страшной Голгофы, Голгофы, когда Христос Спаситель мучим и распят был нашего ради спасения. Распят за все грехи человеческие, как утверждает нам Симеон Богослов, за поколения предшествующие Христу Спасителю, Ему современные и последующие, то есть и до нас простирается эта искупительная жертва Христа Спасителя.
И наступила страшная Голгофа, и то, с каким восторгом встречал Его народ, - «Осанна!», - они видели, если это не царь израилев, то это великий пророк, который возвысит их род, который дарует им человеческое величие, их нации, их стране как таковой. И вот поэтому-то они приветствовали Христа Спасителя, что это тот Мессия, которого они столько ожидали. И вдруг Голгофа. Все в их представлении разрушилось. Разрушилось и они поняли для себя, что это не тот, кого они ожидали, это не тот, кто возвысит их над всеми людьми, это не тот, кто их вознесет и покорит все остальные народы именно им, это не тот, которого они ожидали для избавления от многих страданий, но Христос Спаситель, который и Сам принимает страдания, который и Сам принимает, не будучи ни в чем виновным, ибо и сами они ни в чем вины не обрели в нем, ибо и Пилат свидетель… И вот именно поэтому и для нас важно понимать, что преобразившийся во славе Христос Спаситель был необходим для современников Христа и, прежде всего, для самих апостолов, свидетелей Его преображения, чтобы, когда наступят эти страшные дни Голгофы, они не усомнились, они не потеряли веру в Него, что Он - Отчее Сияние, что Он – Мессия, Что Он – Сын Божий, что Он - вторая ипостась Святой Живоначальной Троицы. Но мы видим, что именно спустя некоторое время многие из них именно это и забыли по малодушеству своему, потому что и не были утверждены таковым образом, - то, что им было возвещено в Преображении, не было для них отображением последующей Славы Божией, которая грянула спустя три дня в Его Воскресении. И они многие страха ради иудейска разбежались, как и многие люди. И остались весьма немногие, - Иоанн Богослов, Преблагословенная Дева Богородица и жены мироносицы, - те последователи Его учения, которые неотступно до самой смерти и по смерти пребывали с Божественным Учителем Христом Спасителем.
И вот для нас сегодня, дорогие братья и сестры, этот праздник носит именно это актуальное значение, важное. Христианские праздники именно тем и важны, что они имеют быть не только в историческом прошедшем, но они пребывают всегда, они пребывают и для нас поныне как некое напоминание о Славе Божией, чтобы мы не усомнились в Божественном Сиянии Христа Спасителя, чтобы мы не усомнились, что Он - Единый Бог, что Он - вторая ипостась Святой Троицы, что Он - Сын Человеческий и Сын Божий и Его учение свято, и чтобы эти наши убеждения не были подвластны всякого рода сомнениям, нашествиям, различного рода худым мыслям, которые бы нас отвлекали от подлинного познания и созидания нетварного Божественного Света в душе каждого человека.
Это очень актуально. Потому что за всякого рода житейскими заботами, за всякого рода житейскими попечениями мы забываем о том, что есть единое на потребу, мы забываем о Боге, забываем о том, что память о Нем должна быть непрестанно с нами, и мы забываем о том учении, которое Он нам оставил, забываем и тот завет Божий, который звучал в момент Преображения: «Того послушайте, се есть Сын Мой возлюбленный». И мы забываем это и творим беззакония, впадаем в согрешения, малодушествуем, отступаем от веры, отступаем от убеждений, и если в какой-то мере и бываем иногда верны, то лишь каким-то всплескам того чувства религиозности, которое заставляет нас еще в воскресный и праздничный день прийти в Церковь и там политься. И это благо. Должно быть памятование о Фаворском Свете непрестанно, должно быть памятование и о Страстях Господних непрестанно, должно быть памятование непрестанно и о Воскресении Христа Спасителя, Который смертью смерть поправ, а соответственно и того учения, которое заповедовал нам совершать Христос Спаситель.
Все свое учение Он заключил, в общем-то, в одной заповеди – заповеди любви, любви к Богу и любви к человеку. И больше этих заповедей ничто есть. И вот в этой-то связи нам непосредственно необходимо самим работать над тем, чтобы стяжать в душе своей веру в Бога, нелицеприятную, непоколебимую, твердую, убеждение, стяжать в себе и дух незлобия и дух радости и любви, который бы простирался к ближним нашим, потому что без этого невозможно наше спасение.
Я сердечно всех вас поздравляю с храмовым праздником и призываю на вас Божие благословение.