Второе обретение мощей святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы празднуем второе обретение мощей святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, всея Сибири чудотворца. 25 лет – это небольшой срок, всего лишь четверть жизни даже для одной жизни человека. Но сколько событий может произойти за это время. Ведь наши прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, когда видели как разрушались храмы, когда закрывался Вознесенский монастырь, когда мощи святителя Иннокентия были увезены, мало кто думал, мало кто мог предположить, что наступит то время, когда святитель Иннокентий своими мощами снова вернется во град Иркутск, снова вернется, пусть в другой монастырь, но тем не менее, к своей пастве. И ему снова будут петь и акафист, и прославлять, через него, дающего исцеление, нашего Спасителя.
И вот эта дата, она заставляет нас задуматься о том, как действует промысел Божий в истории человека и в истории всей Церкви. Господь ведет свою Церковь через скорби, через гонения, через спокойные периоды. И нам не дано знать, что Господь приготовил на следующий день. Но каждый из нас с вами призван к тому, чтобы быть готовым дать ответ перед Богом в любой момент своей жизни.
Стоя перед мощами святителя Иннокентия. Каждый из нас с вами может и задуматься: «А как же Господь управляет своей Церковью. И кто управляет церковным народом, кто ведет церковный корабль?» И, наверное, справедливо будет сказать, что народом Божиим управляют не священники, не архиереи, а управляет сам Господь. Он сам ведет свой церковный корабль только так, как считает нужным и как будет спасительно и для Церкви и для всех верующих, - как для всех мирян, так и для всех клириков, - для всех тех, кто составляет единое Тело Христово.
Мы вспоминаем возвращение мощей, второе их обретение и мы должны помнить одну с вами вещь: Церковь Христова всегда была сильна ни какими-то внешними атрибутами, ни своим союзом с властью, с государством, которых за всю историю было уже несчетное количество, Церковь всегда была сильна своей верностью Христу, своим неуклонным следованиям заповедям Христа.
Как мы видим, как еще говорили славянофилы в 19 веке, когда стояла православная империя, христианство стало настолько у нас удобным, и мало кто из нас готов, как они писали еще в то время, вспоминая слова Спасителя: «Кто хочет идти со Мной, да отвержется себе и возьмет крест».
Никогда христианство не было теплым, никогда оно не было таким вот теплохладным, какое мы видим, может быть, сейчас, которое стремительно развивается по всему миру. Сам Господь по откровению Иоанна Богослова Лаодикийской церкви сказал: «о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16). Вот такая теплохладность в вере более всего вредит делу спасения. Мы знаем множество примеров, когда самые великие гонители, как в древности, так и в двадцатом веке каялись, обращались к Богу и становились великими проповедниками Христовой истины. Но истории совсем неизвестны примеры святых, тех людей, которые вели теплохладную жизнь, пытались усидеть на двух стульях и которые были прославлены Церковью. Человек может или идти с Богом, несмотря ни на что, ни на какие трудности, или может катиться вниз под горку, но человек не может оставаться в таком статическом состоянии, находясь посредине, или, как можно сказать, пытаясь усидеть на двух стульях. Такого быть не может. Человек или идет к Богу, или уходит от Него.
А вот теплохладный человек, он, сам того не замечая, пытаясь служить и Богу и мамоне, пытаясь служить Христу и своим страстям, он сам незаметно катиться вниз и в то же время считает, что он чего-то достиг, оправдывает себя, оправдывает свои грехи пороки.
Ведь наше христианство, мы стали настолько теплохладными, что это проявляется даже и в тех немногих вещах, к которым нас призывает Господь, к которым призывает нас Святая Церковь.
Совсем недавно закончился Успенский пост, посвященный Божией Матери. Две недели августа, когда изобилие земных плодов, когда попоститься не составляет никакого труда… Любой, наверное, священник сразу приведет множество примеров, когда люди подходят и сразу просят, то послабление на пост, то еще на что-то, а в большинстве случаев подходят на Причастие, и задаешь вопрос: «А вы хотя бы постились, хотя бы почтили Царицу Небесную вот этими днями?». И человек молчит и говорит: «Нет».
А взять тех же мусульман, которые будут нашим бичом и которые стали уже бичом Божиим, ведь они постятся свой пост и они ничего не вкушают и не пьют, и это в тех районах, где жара может достигать шестидесяти градусов. Человек может упасть в обморок, его обольют водой, но он не нарушит этого поста. А мы начинаем сразу искать для себя оправдание, извинения, то у меня это болит, то это болит, то сил нет, то еще что-то, и какие-то две недели попоститься, взять на себя подвиг, человек не может.
А ведь вспомним жизнь святителя Иннокентия. Он жил в Иркутске в то время, когда до этого города из Москвы, из Центральной России два года только добирались. Но он же не роптал, он не искал себе легкого пути, он не искал извинений, а он принял как волю Божию назначение сюда в Иркутск и начал здесь проповедовать Слово Божие, трудиться, несмотря ни на что, - ни на климат, ни на то отношение со стороны власти, которое было, ни на то, что ему приходилось терпеть от своей нерадивой паствы. И ведь ни один современник не скажет, что святитель возроптал, возроптал на Бога, начал жаловаться, как ему трудно, как ему тяжело, может быть и ему сделать какое-нибудь послабление. Такого не было. И вот мы, которые стоим перед его нетленными мощами, которые называем себя его паствой, мы должны следовать его путем. Как он шел за Христом, так и мы должны следовать за Богом. Аминь.