Память Святых Отцов VII Вселенского собора (787). Проповедь митрополита Вадима

Память Святых Отцов VII Вселенского собора (787). Проповедь митрополита Вадима

25 октября 2015 года, архиерейское служение в Свято-Георгиевском храме поселка Молодежный

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь вспоминает память Святых Отцов VII Вселенского Cобора, который состоялся в 787 году. Этот Собор именуется Вселенским, потому что на нем были представлены все епископы православных церквей, этот святой Собор был посвящен тому, чтобы иметь суждение о почитании святых икон. И таковым образом на этом Вселенском Соборе было утверждено считать почитание святых икон делом святым и необходимым для Церкви Божией.

В нашей жизни, когда мы, дорогие братья и сестры, предаемся некоторым размышлениям, для многих из нас представляется некоторым искушением вопрос, когда люди, окружающие нас, говорят нам о том, что мы-де бываем в святых храмах, в которых есть святые иконы, есть кресты, каким образом это сочетается с вашей верой, не является ли это идолопоклонством, не является ли это делом неблагочестивым, делом, которое, по сути дела, отвергает человечество от истинного пути, шествия по пути спасения и исповедания православной веры.

Когда мы задумываемся об этом, то нам, действительно, представляется сейчас уже людям православным невозможным отделить Церковь, отделить нашу жизнь от святой иконы. Почему же так? Да потому, дорогие братья и сестры, что зачастую человечество мыслит своим ограниченным умом. А что он таковой, нет необходимости доказывать. Мы знаем совершенно очевидно, насколько человек является ограниченным существом в своих познаниях. Ему открывается лишь нечто, что открывается в совершенствовании его, в развитии рацио, то есть его ума, когда возникает некоторое понимание. Нечто, что по сути дела благоволит открыть ему Бог, и то представляется в той мере, и таковым образом это является необходимым атрибутом его вероисповедания. Нечто, что является нашим мировоззрением, которое в той же мере определено нам Богом.

Иметь суждение о неком большем развитии, о том, что для нас совершенно непонятно, мы, зачастую, здраво не можем. И тогда, когда пытаемся предаться совершенству своего ума, когда думаем, что мы, действительно, обладаем этим совершенством, думаем совершенно неоправданно, необоснованно, думаем, зачастую, в состоянии гордыни своей, в состоянии того, чтобы познать, каким образом это происходит, то это помышление для каждого из нас является вполне естественно и, вместе с тем, недостижимым.

Непостижимым оно является и потому, что оно не открыто откровением Божиим. Потому что мы сами живем именно нашим рациональным восприятием, в силу наших способностей, нашего ума. И зачастую это отводит от состояния истины. Действительно из года в год, открывая те, или иные планеты, а совсем недавно говорили о том, что уже развития как такового не существует, и галактика наша уже сформировалась, и она известна человечеству, вдруг видим, что открывается бездна, открывается ее безначалие, и которым человек не может ничего сказать.

Академик Раушенбах (1), известный наш ракетостроитель, физик, ученый, философ и, вместе с тем, я сказал бы, богоискатель, глубоко религиозный православный человек утверждал: «До той поры, сколь я не совершенствуюсь, сколь не стремлюсь познать то, что я, по сути, знаю, я убеждаюсь только в одном, что я знаю так мало, и если что-то открывается мне, то это как некий лоскуток большой, огромной ткани, которой я вижу только уголок, но не ведаю, сколько этой ткани». И вот так представляется для человека это восприятие.

Мысль о почитании святых икон многих соблазнила. Таковым является и наш великий писатель Лев Толстой и его последователи, которые, действительно не могли понять, каковым образом наше почтение простирается к святой иконе, и зачастую говорили, что это является некоторым образом идолопоклонством.

Тогда, когда говорят, что Лев Толстой абсолютно неверующий человек, это не так. Он верил в Бога, но вся проблема в какового. Вся проблема – в кого он верил, он не верил в Искупителя. Он не верил в Христа Спасителя, он почитал Его как простого человека, наделенного многими дарованиями, он не верил в те чудеса, которые совершал Христос Спаситель. И уж совсем ему было не понятно, равно как и его последователям и многим другим, каковым образом совершилось Воскресение из мертвых Христа Жизнодавца, и уж совсем совершенно ему было непостижимо Его сошествие во ад и возведение к райским обителям прежде ушедших людей, кроме сынов осуждения, которые остались таковыми.

И вот поэтому сегодня, когда мы вспоминаем святые иконы, вспоминаем Отцов VII Вселенского собора, утвердивших почитание этих святых икон, и для нас представляется таким вопрос, - как увязать это с некоторым нашим верованием, с некоторым нашим восприятием окружающего мира?

А увязать это возможно. Ни в коей мере Святая Церковь не поклоняется иконе как таковой, думая, что это непосредственно является Бог, или непосредственно являются святые. Мы почитаем и поклоняемся как изображению как таковому. Не окружаем ли и мы себя в мире различными дорогими нашему сердцу изображениями? Фотографиями отца или матери живущих или уже умерших, фотографиями своих любимых, своих чад, не окружаем ли себя? И не бывает ли тогда, что мы обращаемся часто к их образу, и целуем, бывает, соскучившись по ним. И это вполне естественно. Это человеческое состояние, для того, чтобы напомнить нам о них. И мы ни в коей мере не думаем, что когда мы берем фотографию, что это и есть самые люди, как таковые. Мы видим только их изображение. То же самое происходит и со святой иконой.

Но вот есть нечто, что для нас является в какой-то степени непостижимым, непостижимым скорее для существа, для рацио, не имеющего веры в Божественное присутствие, в ту невещественную силу благодати Божией, которая исходит от тех или иных святых предметов. И вот мы знаем, что есть иконы почитаемые, есть иконы, которые являются чудотворными, и их касаясь, к ним прикладываясь, люди получают и утешение, и исцеление, получают то, что не могли получить в окружающем их мире. И для всех святых это весьма важно. Вот поэтому и бывает наше почитание.

Я сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.



________________
1 - Бори́с Ви́кторович Раушенба́х (5 [18] января 1915, Петроград — 27 марта 2001, Москва) — советский и российский физик-механик, один из основоположников советской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН, лауреат Ленинской премии (1960). Вернуться к проповеди
См. также:
Раушенбах, Борис Викторович (статья в Википедии)

Борис Раушенбах: от ракеты к иконе (Православие.ру)

«Я всегда был болельщиком Церкви...» (Русвера)


26.10.2015